Организация выпускных экзаменов
Организация выпускных экзаменов разделяется на две части – составление экзаменационных заданий и их распространение (рассылка) и само проведение экзаменов. В США задания SAT составляются централизованно, они единые для всей страны. Занимается этим специальный центр. В Японии проведением централизованного экзамена также занимается специальное государственное учреждение – центр по проведению вступительных экзаменов. Во Франциии Германии составление вариантов передано регионам (притом, что за Министерством образования страны остается право контроля и в известной мере определение направлений содержания экзаменов). Региональные центры (комиссии) и занимаются составлением вариантов притом, что политика регионов (особенно в Германии) может существенно различаться – баварской школе обычно предоставляется меньше выбора и самостоятельности, чем, скажем, школе в земле Северный Рейн-Вестфалия. В Баварии варианты составляются централизованно и рассылаются по школам; в земле Северный Рейн-Вестфалияшколы (учителя) сами составляют по два варианта на каждый сдающий экзамены класс (примерно одинаковые по трудности, но возможно различающиеся по тематике), а затем составленные школой варианты отправляются в вышестоящие инстанции с тем, что накануне экзамена приходит конверт лишь с одним отобранным вариантом. Интересна британская система, на описании которой мы остановимся чуть подробнее.
Сразу следует отметить, что в Британии такие организации как Министерство образования или Инспекция впрямую в процесс проведения экзаменов не вовлекаются – они используют результаты аттестации, они имеют право наблюдения и контроля за экзаменационными процедурами, однако как активная сторона в самой процедуре они участия не принимают. Имеется специальное общегосударственное бюро квалификаций (QCA – Qualifications and Curriculum Authority), которое осуществляет
– разработку указаний по составлению экзаменационных программ,
– разработку указаний по процедурам проведения экзаменов,
– определение требований к результатам, которые должны быть достигнуты на каждой возрастной ступени в ходе учебного процесса и, соответственно, отражены на экзаменах и итоговых контрольных, в том числе на выпускных,
– утверждение экзаменационных программ и образцов экзаменационных заданий, разрабатываемых комиссиями,
– контроль за проведением экзаменационных процедур.
Непосредственно же проведением экзаменов занимаются Экзаменационные Советы (комиссии). В настоящее время в Англии (в Шотландии продолжает действовать своя несколько иная система) их три, причем комиссии эти являются не региональными, а общенациональными – учебное заведение, может (разумеется, заблаговременно) выбрать материалы любой из этих комиссий для сдачи экзаменов. Таким образом, включаются механизмы соревнования между комиссиями (в сочетании с централизованным надзором за уровнем экзаменов).
Само проведение экзаменов осуществляется в выбранных для этого центрах. Заметим что, если в Германииили Великобританииэтим центром для каждого школьника является его школа, то, например, в США это не обязательно так (а, как правило, не так). Школьник в специальной заявке указывает несколько мест, где именно он хотел бы сдавать письменный экзамен (при этом, конечно, обычно свою школу называют первой), но отнюдь не обязательно выполняется то, что он пожелал в первую очередь. Центрами, как правило, являются школы, но ответственные за проведение экзаменов лица подчиняются не директору, а экзаменационной комиссии. Ими нанимаются специальные сотрудники для наблюдения за процедурой и т.п. В Британиисистема достаточно близкая с той разницей, что в отличие от SAT выпускные экзамены оплачиваются школой, а не отдельными школьниками. Как именно центр должен проводить письменный экзамен (в том числе по математике) при этом детально определяется комиссией. Указывается и время начала и конца экзамена, и требования к рассадке учащихся, и требования к работе наблюдателей, и условия использования вычислительной и прочей техники. Оговаривается, скажем, что запрещается выходить из экзаменационного помещения в течение первого часа, а после разрешается выходить лишь в сопровождении наблюдателя и т.п. Обо всех случаях нарушений положений предписывается незамедлительно докладывать в комиссию. Отметим, что при этом в Англии рассылка вариантов осуществляется с помощью обычной почты.
Даже одной подготовкой экзаменов, не говоря уж об их проведении занимаются, тысячи людей – в одной лишь Британской Северной Экзаменационной комиссии, которая в дальнейшем наряду с другими вошла в состав ныне существующей более крупной комиссии, по наблюдениям автора в 1998 г. работало более 450 постоянных сотрудников. При этом, например, для составления вариантов привлекаются временные сотрудники. В предметной комиссии, занимающейся составлением заданий для письменного экзамена работали председатель (председательствующий на заседаниях и осуществляющий общее руководство комиссией), главный экзаменатор (непосредственно контролирующий процедуру подготовки экзаменационных материалов и проверки работ), ведущие экзаменаторы (ответственные за различные компоненты экзамена) и т.д. кроме того, привлекаются "ревизор" (дающий экспертное заключение об экзаменационных материалах на ранней стадии) и "оценщик", выполняющий эту же работу на стадии заключительной.
Необходимо еще сказать, что стратегические решения Экзаменационного Совета должны быть утверждены его Президиумом, состоящим из представителей самых различных организаций от университетов до учительских профсоюзов. Президиум, члены которого не являются постоянными сотрудниками комиссии, является своего рода законодательным органом: именно здесь достигаются и вырабатываются те компромиссы, без которых не может функционировать единая система.