По вопросу о допустимых объемах учебной нагрузки.
В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием в МВД России определен Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. № 960 (далее – приказ № 960).
В то же время абзацем 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» определено, что особенности работы по совместительству педагогических работников определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Особенности работы по совместительству педагогических работников определены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее – постановление № 41).
Таким образом, при определении объемов учебной нагрузки сотрудников органов внутренних дел, занятых (привлекаемых) педагогической работой, следует руководствоваться приказом № 960, при определении объемов учебной нагрузки работников, занятых (привлекаемых) педагогической работой – постановлением № 41. Не считается совместительством выполнение сотрудниками органов внутренних дел преподавательской работы в объеме не более 240 часов (пункт 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации) и работниками – не более 300 часов (пункт 2 постановления № 41). При превышении указанных объемов должен заключаться трудовой договор (контракт) в соответствии с имеющимся штатным расписанием.
По вопросу назначения на должности, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, лиц, не имеющих высшего профессионального юридического образования.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых МВД России, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о службе служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). При этом частью 2 статьи 23.3 КоАП определены должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП.
Согласно части 2 статьи 28.7 КоАП решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), то есть все сотрудники системы МВД России, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3 КоАП, а не только те сотрудники, которые рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.3 КоАП.
Таким образом, КоАП разделяет компетенцию по проведению административного расследования, рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях. Сотрудники органов внутренних дел могут быть наделены как всеми указанными полномочиями, так и какими-либо из них.
Кроме того, необходимо учитывать, что административное расследование проводится в случаях, требующих значительных временных затрат, а также должно осуществляться наиболее квалифицированными сотрудниками. При наличии в соответствующем органе (подразделении) таких сотрудников отсутствие у некоторых из кандидатов на службу высшего профессионального юридического образования не препятствует их назначению на должности, выполнение служебных обязанностей по которым предполагает только составление протоколов об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, в соответствии с законодательством Российской Федерации, те должности, должностными инструкциями по которым предусмотрена обязанность по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях, подлежат замещению лицами, имеющими высшее профессиональное юридическое образование, если иные исключительные случаи и условия не установлены нормативными правовыми актами МВД России (часть 3 статьи 9 Закона о службе). Отсутствие высшего профессионального юридического образования не препятствует замещению должностей сотрудниками, должностными инструкциями которых предусмотрена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях и не предусмотрены обязанности по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях.
По вопросу заключения дополнительных соглашений с сотрудниками, имеющими высшее профессиональное образование, заключившими контракт на неопределенный срок, направляемыми в образовательные учреждения для получения другого высшего профессионального образования.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) с сотрудниками, имеющими высшее профессиональное образование, направляемыми в образовательные учреждения для получения другого высшего профессионального образования заключается в письменной форме дополнительное соглашение. В дополнительном соглашении предусматриваются условия, указанные в части 12 Закона о службе.
Правом устанавливать форму дополнительного соглашения МВД России Законом о службе не наделено. Дополнительное соглашение оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
По вопросу о предоставлении отпусков сотрудникам, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
Перечень местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 г. № 48. В указанном перечне Вологодская область отсутствует, в связи с чем правовых оснований для представления сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на территории указанного субъекта Российской Федерации, не имеется.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» имеет иной предмет правового регулирования и порядок предоставления отпусков не устанавливает.