Понятие муниципального долга.
Я умерла, так что просто БК
Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств
1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
3. В объем муниципального долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. (ст. 101)
Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. (ст. 102)
Долг мб реструктуризирован. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Вопрос №66. Местный бюджетный процесс
Местный (муниципальный) бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов.
v По мысли федерального законодателя данная сфера должна регулироваться законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований, т.к. Федеральные законы 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" не регламентируют деятельность органов местного самоуправления в рамках бюджетного процесса.
v Бюджетный кодекс РФ лишь определяет круг участвующих в этом процессе органов на уровне местного самоуправления и указывает их наиболее общие полномочия
Стадии
1.Подготовка проекта местного бюджета
а) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сроки, установленные их представительными органами власти (до начала следующего финансового года), направляют органам местного самоуправления данные для разработки местных бюджетов.
Ø В них включаются положения об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов, а также социальные и финансовые нормативы, утвержденные представительным органом власти субъекта РФ.
б) Процесс подготовки проекта местного бюджета в МО обычно предполагает одновременную разработку планов и прогнозов территориального развития, целевых программ с учетом их информации, полученной от финансового органа субъекта РФ,
Ø составляются предложения о доходах и расходах бюджета, а для такого сложного муниципального образования, как район, также учитывается информация о прогнозируемом консолидированном бюджете (он охватывает показатели как района, так и входящих в него поселений).
в) Представительный орган муниципального образования принимает нормативный акт (обычно это положение), в котором определяется порядок разработки проекта местного бюджета, в том числе и ряд условий данного процесса,
Ø включая разработку основных направлений бюджетно-финансовой политики, прогнозов развития муниципального образования, отраслей его хозяйства, структурных частей территории, подготовку сводного финансового баланса как основы проекта бюджета, представление подразделениями местной администрации в ее финансовый орган бюджетных смет, программ и заявок на ассигнования из местного бюджета.
г) Одновременно в ходе подготовки составляются расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, получения дотаций из вышестоящих бюджетов и т.п.
2.Принятие (утверждение) местного бюджета
Выражается в ряде взаимосвязанных процедур
а) Согласование с финансовыми органами субъекта РФ проекта местного бюджета
б) Внесение проекта главой местной администрации в представительный орган муниципального образования для рассмотрения и утверждения.
в) Предварительно проект обсуждается обычно всеми постоянными комиссиями представительного органа, хотя ведущей является постоянная комиссия финансово-бюджетного профиля.
г) Далее проект местного бюджета детально рассматривается представительным органом муниципального образования и утверждается его решением.
v При этом проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет об исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (ч.6 ст.52 ФЗ №131)
o Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
v КРОМЕ ТОГО: в ст. 28 131-го Закона проект местного бюджета и отчет о его исполнении названы в числе тех документов, которые должны выноситься на публичные слушания.
3.Исполнение бюджета
Им занимается местная администрация, руководствуясь правилами Бюджетного кодекса РФ и положением, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Обычно глава местной администрации может:
· принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах отпущенных ассигнований по каждому направлению расходования средств
Однако глава не может:
· производить расходование средств сверх ассигнований,
· изменять утвержденные размеры годовых ассигнований и
· перечень финансируемых объектов и программ без согласования с представительным органом.
Руководитель финансового органа местной администрации может быть наделен правом по предложениям распорядителей кредитов производить передвижение годовых и квартальных расходов внутри отрасли, при этом расходы на заработную плату и капитальные вложения могут быть увеличены по одним параграфам при одновременном уменьшении расходов по другим параграфам раздела или главы.
Ø Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, используются в соответствии с решениями представительного органа муниципального образования.
Законодательство содержит определенные гарантии в связи с действиями органов государственной власти, отражающимися на финансовом положении местного самоуправления.
Ø Если в ходе исполнения бюджета органы Российской Федерации или ее субъектов принимают решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то сумма роста расходов или уменьшения доходов должна полностью возмещаться за счет соответственно федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Ø В литературе ставился вопрос о введении и обратного механизма: если бюджет Российской Федерации или ее субъекта претерпел убытки из-за принятия неправомерного акта местного самоуправления, наряду с требованием о признании такого акта не действующим государственный орган вправе заявить в суде и претензии по возмещению потерь соответствующему бюджету.
Финансовый орган местной администрации
Занимается вопросами как формирования, так и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением под руководством главы местной администрации. Другие варианты:
Ø Федеральный закон 2003 г. предусмотрел (ч. 3 ст. 52), что полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Ø В настоящее время получила распространение практика, когда полномочия финансового органа местной администрации по договору возлагаются на подразделение Федерального казначейства РФ на территории данного муниципального образования.
o В данном случае получается, что муниципальные задачи исполняются государственным органом. В соотв. со ст. 5 и 6 ФЗ №131 осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
o Таким образом, соответствующая практика может получить дальнейшее развитие в местном самоуправлении на основе законодательства субъектов РФ.
4.Отчет об исполнении бюджета
Финансовый год завершается утверждением отчета об исполнении местного бюджета.
§ Отчет составляется по всем основным показателям доходов и расходов с анализом динамики и результатов.
§ Отчет подписывается главой муниципального образования (или главой местной администрации)
§ И затем представляется на утверждение представительного органа местного самоуправления.
§ Представительный орган рассматривает отчет и принимает соответствующее решение (о его утверждении или неутверждении).
Отчет может быть не утвержден, если:
ü в процессе исполнения бюджета допущены существенные нарушения законодательства и решений представительного органа местного самоуправления;
ü нарушен установленный порядок исполнения бюджета, не выполнены планы и программы социально-экономического развития муниципального образования.
В уставе муниципального образования может быть предусмотрена ответственность главы муниципального образования (или главы местной администрации) в случае неутверждения отчета об исполнении бюджета.
Вопросы №№67-68. Доходы и расходы МО
Сначала на всякий случай статья из Европейской Хартии:
Статья 9
Источники финансирования органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.
2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям.
3. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.
4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий.
5. Защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.
8. Для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.
Понятие доходов и расходов бюджетов муниципальных образований.
Само определение не дано в ФЗ №131.
Зато оно в общем виде есть в Бюджетном кодексе РФ:
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства (за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета);
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства (за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета);
Что касается доходов:
В ч. 1 ст. 55 ФЗ №131 перечислены все возможные виды собственных доходов бюджетов муниципальных образований:
1. средства самообложения граждан;
2. доходы от местных налогов и сборов;
3. доходы от региональных налогов и сборов;
4. доходы от федеральных налогов и сборов;
5. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней;
6. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7. часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9. добровольные пожертвования;
10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.
v !! ч. 2 ст. 55 ФЗ: в состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов в случае, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав представительного органа муниципального района, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
v !! ч. 3 ст. 55 ФЗ: Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного нормами ФЗ 2003 г. перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
v ч. 4 ст. 55: в доходы местных бюджетов зачисляются также субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.