Вопрос: классификации восприятия?
В психологии выделяется два вида классификации восприятия:
1. По ведущему анализатору — т.е. зрительное, слуховое и т.д.
2. По объекту, который отражается в восприятии: восприятие величины и формы, восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства.
В основе выделения типов восприятия лежит первая классификация, т.е. типы восприятия различаются в зависимости от анализаторов (органов чувств), которые их обеспечивают.
Основные типы восприятия: | |
Тип восприятия | Анализатор (орган чувств) |
Зрение | Глаза |
Слух | Уши |
Осязание | Кожа |
Обоняние | Нос |
Вкус | Язык |
Существуют также, так называемые, сложные типы восприятия, — когда одинаково интенсивно воспринимают несколько анализаторов.
Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три — зрение, слух или осязание. Это связано с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям. Скажем, к примеру, у человека с хроническим насморком обоняние притупляется, но это не дает нам право говорить о нем как об инвалиде. Интересным фактом также является то, что при потере одного из ведущих типов восприятия, организм перераспределяет свои внутренние ресурсы, и, у оставшихся типов восприятия раздвигаются пороги чувствительности, — слепой человек может по вибрации воздуха определить присутствие рядом другого человека, а глухой мгновенно считывает информацию с губ собеседника.
Итак, ведущими типами восприятия могут быть зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Это заложено в каждом из нас от рождения и является индивидуально-типологических свойством нашей личности.
Задание для самостоятельной работы:
Спрогнозируйте, — какой тип восприятия является ведущим у вас? Почему вы так считаете (пронаблюдайте за своими реакциями, речью, заметьте, какая информация вам наиболее понятна, легче воспринимается и т.д.)?
Урок 10
Ведущий тип восприятия
Цель урока: определить ведущий тип восприятия, обозначить речевые особенности, характерные для каждого из ведущих типов восприятия.
В процессе урока использован тест «Видеть, слышать или ощущать?», разработанный чешскими психологами.
Для того, чтобы определить, какой из типов восприятия является у каждого из вас ведущим, мы проведем тест «Видеть, слышать или ощущать?», разработанный и составленный чешскими психологами.
Инструкция:
Внимательно выслушав зачитанное мною утверждение, ваша задача — согласиться с ним или не согласиться. Старайтесь ориентироваться на первое впечатление, не подвергайте его сомнению и внутреннему анализу — это может привести к искажению конечной информации. В тетрадях записываем номер вопроса и свой ответ, — если согласен «+», не согласен — «–».
Вопросы:
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами данет
2. Часто напеваю себе потихоньку данет
3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно данет
4. Люблю подолгу понежиться в ванне данет
5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет данет
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату данет
7. Меня развлекает подражание диалектам данет
8. Много времени уделяю своему внешнему виду данет
9. Мне нравится заниматься физическим трудом данет
10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей данет
11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался данет
12. Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо данет
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое данет
14. Часто читаю во время еды данет
15. Люблю разговаривать по телефону данет
16. Я склонен к полноте данет
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому данет
18. После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться данет
19. Мне нравится фотографировать данет
20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели данет
21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов, ведь они украшают нашу жизнь данет
22. Мне нравится приминать контрастный душ (то холодный, то горячий) данет
23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник данет
24. Часто разговариваю сам с собой данет
25. После долгой поездки на машине так же долго прихожу в себя данет
26. Тембр голоса может многое сказать мне о человеке данет
27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться данет
28. Люблю потягиваться, разминаться данет
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука, я не могу заснуть данет
30. Мне трудно подобрать удобную обувь данет
31. Люблю смотреть художественные фильмы данет
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет данет
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику данет
34. Умею слушать то, что мне говорят данет
35. Люблю двигаться — танцевать, бегать, заниматься гимнастикой данет
36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть данет
37. Слушая музыку, отличаю «стерео» звук от «моно» звучания данет
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой данет
39. Не люблю осматривать памятники данет
40. Не выношу беспорядок данет
41. Не люблю синтетических тканей данет
42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения данет
43. Люблю ходить на концерты данет
44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке данет
45. Охотно посещаю музеи и выставки данет
46. Поспорить — это захватывающее дело данет
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами данет
48. В шуме я не могу сосредоточиться данет Для работы теста включите Javascript!
Начало формы
Результат | Очистить |
Конец формы
Ключ к тесту:
Нас интересуют ответы «+». Каждому типу восприятия соответствуют определенные вопросы:
Тип А — «Видеть» (зрение)
1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип В — «Ощущать» (осязание)
3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип С — «Слышать» (слух)
2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48
Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является для вас ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у вас сложный тип восприятия, когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.
Людей с ведущим типом восприятия — зрение, называют визуалами. Если ведущим становиться слух — человека называют аудиалом. Если же самым активным становиться осязание, то такой человек называется кинестетик. Кроме трех перечисленных названий, есть еще одно, не связанное напрямую с типом восприятия, — это дискретник, — человек, воспринимающий окружающий мир через спектр мыслительных операций. Кроме предложенной вам тестовой работы, существуют и другие, например тест, предложенный В. А. Ананьевым в курсе нейро-лингвистического програмирования. Но, с моей точки зрения, выполненная нами тестовая методика имеет высокий коэффициент валентности, т.е. дает правильные результаты в более 50% случаев.
Вопрос: Обязательно проводить тест, чтобы узнать ведущий тип восприятия человека? Тестовая работа не всегда уместна, а знания о ведущим типе восприятия могут быть очень полезны — как подать информацию, чтобы она была полностью принята? Как повлиять на человека, расположить его к себе? Эти вопросы станут решаемы, если мы четко будем знать ведущий тип восприятия.
Внешнее поведение и речь человека могут нам подсказать, к какому ведущему типу восприятия он принадлежит. Люди со зрительным восприятием окружающего мира часто произносят фразы, связанные с процессом зрения: «это, конечно, проясняет все дело», «заметил одну особенность» и т.д. Рисунки, образные описания, фотографии говорят этим людям значительно больше, чем слова. Им легче понять то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию или беспорядок.
Люди со слуховым восприятием окружающего мира, говорят: «это известие для меня», «не понимаю, что ты говоришь», «зачем так громко, я и так прекрасно слышу» и т.д. Огромное значение для них имеет все, что можно услышать — звуки, слова, музыка, шум.
При ведущем типе восприятия — осязание, речь человека наиболее образна: «атмосфера невыносимая», «меня это глубоко тронуло», «теплый прием» и т.д. Чувства таких людей относятся к прикосновению, интуиции, догадке. В общении с людьми их интересуют больше всего внутренние переживания.
Сходство типов способствует любви и дружбе, несовпадение — порождает споры и недоразумения. К слову, кто как определяет, как к нему относятся?
Визуал — по тому, как на него смотрят. Аудиал — по тому, что ему говорят. А кинестетик — по тому, как его касаются, ласкают. Кого легче всего обмануть? Аудиала. Чье расположение достичь труднее всего? Кинестетика, т.к. чувства приличия и морали не дают нам возможности при первых же встречах выразить свое отношение к нему на понятном ему языке.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Выдели в своем окружении визуала, конестетика или аудиала и укажи те внешние проявления, которые убедили тебя в том, что он имеет такой ведущий тип восприятия?
2. Выдели в разговорной речи сверстников два-три аналога тем фразам, которые были названы на уроке, но на языке сверстников звучат по-иному?
Урок 11
Право/левополушарное развитие человека
Цель урока: Раскрыть понятие право/левополушарного развития человека, выявить полушарное развитие учащихся.
Одной из биологических основ, выделенной школой К. К. Платонова, считается право/левополушарное развитие. Эта тема очень перекликается с материалом, изучаемым на биологии (возможен бинарный (интегрированный) урок по данной теме с учителем биологии), но мы с вами обратим свое внимание на те аспекты, которые интересуют в феномене головного мозга специалистов-психологов.
В свое время в Бехтеревском институте был проведен следующий эксперимент: ученые поочередно, с помощью определенного облучения, «усыпляли» то правое, то левое полушарие. Каков результат?
Человек с отключенным правым полушарием (все силы организма направлены на работу левого полушария):
1. Рассудок сохраняется.
2. Человек впадает в состояние эйфории — безудержный восторг, возбуждение, словоохотливость, «сыпят» глупыми шутками, т.е. положительные эмоции выходят из-под контроля.
3. Если этот эксперимент проделать с писателем, ученым или художником, т.е. человеком с определенными творческими способностями, то эти люди лишатся своих творческих способностей.
Человек с отключенным левым полушарием (все силы организма направлены на работу правого полушария), ведет себя по иному:
1. Рассудок сохраняется, но на уровне пятилетнего ребенка.
2. Человек впадает в состояние депрессии — весь мир предстает для него в мрачных тонах, все задевает и обижает, т.е. отрицательные эмоции выходят из-под контроля.
3. Таланты и способности человека не только сохраняются, но и в 70% случаев проявляются доселе неизвестные таланты и способности. Известны факты, когда после подключения левого полушария, вновь проявившиеся таланты и способности сохраняются. Этот факт используется в программе подготовки войск специального назначения, чтобы развить все заложенные в человеке задатки.
Интересным является тот факт, что человек рождается с гармоничным единством развития полушарий. Исследования специалистов показали, — если человек останется на всю жизнь неграмотным, и будет заниматься примитивной формой деятельности (к примеру, как в фильме Чарли Чаплина — всю жизнь закручивать гайки), то ассиметрия полушарий у человека не разовьется!
Напротив, активная умственная деятельность способствует специализации и ассиметрии в развитие полушарий.
Вопрос: Кто умнее? Кто лучше?
Отвечать на эти вопросы нет смысла, т.к. речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира:
· При развитие левого полушария — логический тип мышления («мыслитель»);
· При развитие правого полушария — художественный тип мышления («художник»).
Но, «мыслитель» со слабым развитием художественных задатков, вряд ли добьется успехов в науке — до тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он справиться с делом. Но, чтобы подняться над фактами, представить общую картину явления — без художественного мышления не обойтись. И наоборот, если художественный тип мышления заметно преобладает, то прежде чем посвятить себя точным наукам, следует серьезно подумать.