Биологические предпосылки развития сознания.

Что же послужило толчком к развитию сознания человека? Современные ученые выделяют следующие причины:

1. Стадный образ жизни, что создало условие необходимости взаимодействия друг с другом, передачи накопленного опыта из поколения в поколение;

2. Вертикальное положение, которое в значительной степени изменило психическое отражение окружающего мира, расширило кругозор;

3. Вертикальное положения явилось причиной появления возможности манипулировать предметами, что повлекло за собой совершенствование руки;

4. Следующий скачок в развитии связан с изготовлением орудий труда — для этого надо было совершенствовать действия, которые прямо не ведут к удовлетворению естественных потребностей; такое действие предполагает сформированность целей; наконец, именно в орудиях труда накапливается опыт поколений. К этой причине можно отнести всем известное положение из одноименной работы Ф. Энгельса — «труд создал из обезьяны человека»;

5. Последним толчком к развитию сознания стало появление частной собственности.

От психики животных сознание человека отличает его исторический характер, его активный характер и то, что люди обладают самосознанием.

Сознание человека — высшая ступень развития психики; не биологическая, а социально-историческая категория:

1. Возникает в процессе трудовой деятельности;

2. Изменяется с изменением общества;

3. Изменяется в процессе познания окружающего мира;

4. Изменение выражается в том, что сознание приобретает все более обобщенный, абстрактный характер.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое — материалистическое? Докажите свою правоту.

А.

Психическая деятельность не зависит от внешних причин.

Б.

Психическая деятельность — свойство мозга.

В.

Психика — отражение объективной действительности.

2. Докажите, что высшие животные не обладают сознанием.

3. Предположите возможные в дальнейшем пути развития сознания. Объясните свою позицию. На данном этапе проходит первый экспресс-анализ — любая форма проверки усвоения учащимися полученных знаний. Наиболее приемлемым мне представляется метод незаконченных предложений, где учащиеся должны предложить единственно верное окончание — понятие или психологическую характеристику (к примеру, «Высшая ступень развития психики — .........»).

Урок 7
Методы психологии

Цель урока: Раскрыть учащимся принципы построения психологических исследований, указать основные способы сбора фактического материала, сопоставить методы наблюдения и эксперимента.

Методы, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки, но для психологии они имеют особое значение. Говорят, что природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология — это познание человечеством своей собственной природы.

Принципы построения психологических исследований.

Естественно, что к таким знаниям выдвигаются определенные требования, которым должны соответствовать используемые методы. Предлагаю вам познакомиться с тремя основными принципами построения психологических исследований.

1. Принцип объективности. Данный принцип предполагает, что изучение человека должно проходить в естественных для него условиях; и в разнообразных условиях, чтобы определить, — не зависит ли то или иное проявление человека от каких-то конкретных внешних факторов. Этот принцип так же требует учета всех полученных данных, а особенно тех, которые противоречат первому впечатлению.

2. Принцип изучения всех психологических явлений в их развитии. Предполагается активное воздействие на испытуемого; можно посмотреть не только результат, но и процесс; можно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности исследуемого.

3. Аналитико-синтетический принцип. Аналитический подход, т.к. изучаются отдельные проявления психики в различных условиях. Синтетический подход, т.к. изучается связь отдельных проявлений между собой.

Изучая различные методы психологии, мы с вами увидим. Что в основу каждого из них заложен один из этих принципов, что и определяет индивидуальные особенности каждого метода.

Наши рекомендации