Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии ощущения и восприятия

ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.

Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы.

Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.

Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):

· Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

· Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.

Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.

· Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения.

Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно.

Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки.

Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.

Константность формы, контрастности, цвета.

· Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта.

Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.

· Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

· Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.

Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.

Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.

Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.

Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.

Виды образных явлений:

· Образы памяти – след прошлых чувственных воспоминаний, имевших под собой конкретную чувственную основу.

· Образы воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы.

· Фосфены – неестественное воздействие на органы чувств.

· Схема тела – представление о собственном теле, пространственной расположении его частей и его ближайшем окружении.

· Фантомный образ – человеку, который потерял часть тела, кажется, что она существует.

· Эйдетический образ – человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Эйдетик. Появляется в подростковом возрасте, потом исчезает.

· Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета.

· Сновидения

· Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку.

Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.

При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

Гештальттеория восприятия.

Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка

Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений.

Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура.

Принципы гештальт-группировки:

· Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу.

· Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу).

· Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение.

· Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей.

· Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен.

ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

ТРЕТЬИ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

Метод границ.

Метод минимальных измерений (метод границ).

Пример: применение методы границ для определения порога обнаружения визуального сигнала. Порог обнаружения – есть среднее по предельным значениям. Большое количество (от 30 до 50) чередующихся (сверху вниз и снизу вверх) проб для одного испытуемого. Среднее предельное значение для всех проб – есть порог обнаружения.

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот.

Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на «нет» в нисходящем ряду и наоборот.

Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

Метод установки.

Метод установки

В методе установки испытуемый сам изменяет интенсивность стимула. Остальная процедура аналогична методу минимальных измерений. Испытуемый самостоятельно регулирует интенсивность светового пятна до тех пор, пока не достигнет порога обнаружения. Экспериментатор каждый раз записывает выявленный порог обнаружения.

Метод констант.

Метод констант

Стимулы Ответы испытуемого Вероятность ответа «больше»
Т1-Э М М М М М М Б М М 0,05
Т2-Э М М М Б М Б М М Б 0,15
Т3-Э М Б М Б М М Б Б М М Б 0,45
Т4-Э М Б М Б М Б М Б М 0,63
Т5-Э 0,86
Т6-Э 0,98

После заполнения таблицы строится график – по оси абсцисс – интенсивность стимуляции, по оси ординат – вероятность ответа «больше».

Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия. - student2.ru Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия. - student2.ru
Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия. - student2.ru

Вводится точка субъективного равенства – частота ответа «больше» равна 50%.

Дифференциальный порог = (I(0,75) – I(0,25))/2

Типы шкал

Типы шкал (по степени сложности обработки результатов):

· Шкала наименований. Отношения равенства – неравенства. Шкала цвета, номера игроков в спортивной команде. Допустимая операция – биекция.

· Шкала порядка. Отношения больше, меньше, равно. Шкала интеллекта, шкала тревожности, оценки успеваемости. Допустимая операция – монотонная функция.

· Шкала интервалов. Отношения «на сколько условных единиц больше или меньше». Шкала температуры. Допустимая операция – линейная функция.

ü Вводится условный ноль.

ü Вводятся условные единицы.

· Шкала отношений. Отношения «во сколько раз больше или меньше». Шкала симпатичности лица человека, шкалы громкости звука, белизны бумаги и т.д. Допустимая операция – преобразование подобия.

Метод парных сравнений.

Метод парных сравнений введен Коном при изучении предпочитаемости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов.

Строится шкала порядка.

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии ощущения и восприятия

ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.

Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы.

Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.

Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):

· Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

· Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.

Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.

· Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения.

Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно.

Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки.

Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.

Константность формы, контрастности, цвета.

· Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта.

Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.

· Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

· Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.

Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.

Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.

Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.


Наши рекомендации