Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии

Восприятие-непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опозна­вательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим при­знакам, основаниям.

Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые- поэтапно (сукцессивно).

Восприятие осуществляется посредством действия.

Результатив­ность восприятия зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъек­том в качестве исходных опорных элементов.

Составной частью каждого акта восприятия являют­ся двигательные процессы (движе­ние глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос­производящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия

Механизмом (физиологическим) восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения меж­ду частями и свойствами предмета, то одним из физиол. меха­низмов восприятия является образование условных рефлексов на отно­шения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, то ответная ре­акция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от связи раздражителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия яв­ляется образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сиг­нальной системы.

Классификация восприятий:

1)в зависимости от модальности рецеп­торов: зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

2)сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени.

3)в зависимости от участия воли, целенаправленности: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднаме­ренное (целенаправленное), произвольное.

4)в зависимости от специ­фики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, воспри­ятие речи и т.п.).

5)в зависимости от сложности деятель­ности восприятие бывает одноактным и поэтапным, последовательным.

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Наблюдение – это специальное, организованное восприятие для раз­решения какого-либо вопроса.

Общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

3) целостность; 4)структурность;

5) избирательная направленность; 6)апперцепция; 7) константность.

1.Осмысленность и обобщенность восприятия.

Восприятие связаны с от­несением данного предмета к определенной категории, понятию. Только определив категорию воспринимае­мого объекта, мы распознаем его признаки.

Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет структуру:

-выделение из потока информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы;

-актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотно­сится воспринимаемый объект (узнавание);

-отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

-окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.

Установка– это зависимость восприятия от опыта и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Наиболее простой формой осмысливания является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Уз­нать предмет - это значит воспринять предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обоб­щенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (стол, дерево), дифференцированным, когда объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстро­той. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опоз­навательные признаки (так, пароход мы издали узнаем по наличию трубы и не думаем, что это лодка).

2. Псих. образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3.Целостность восприятия. В вос­приятии отражаются устойчивые связи между компонентами. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.

Даже в тех слу­чаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.

4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется выч­ленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспри­нимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных призна­ков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5.Избирательная направлен­ность восприятия. Из бесчислен­ного количества предметов и явлений мы выделя­ем неко­торые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. (при осмот­ре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы пре­ступника, вещ. доказательства).

Избирательность восприятия - преимущественное выделение объек­та из фона.Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.

6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависи­мость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различ­ные стороны предметов. Апперцепция бывает личностной и ситуативной.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

7.Константность восприятия(от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (вели­чины, формы, характерного цвета) от измененных условий их воспри­ятия - освещенности, расстояния, угла зрения.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зре­ния на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предме­том присущую ему форму.

Аконстантность- зрительные иллюзии (искажения). Они вызыва­ются физ., физиолог. и психич.причинами.

Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространствасостоит из вос­приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения пред­метов и их движения.

Восприятие формы-сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.

При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчет­ливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает кон­стантность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит перио­дическое колебание внимания — возникает его флуктуация.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства восприни­маются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпа­дающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не про­исходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокуляр­ного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности пред­мета зависит не только от величины его изображения на сетчатке гла­за, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.

Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее рас­стояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаи­морасположения зрительных осей. Но определение глубины про­странства ограничено порогом глубинного зрения (=5).

Расстояние, с которого опознаются объекты, называется простран­ственным порогом различения.

Пространственное перемещение предметов, их движение восприни­мается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динами­ческий глазомеры:

-статический глазомер - определение размеров неподвижных пред­метов с учетом их удаленности;

-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазоме­ра. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.

Осязание -один из основных источников наших пространствен­ных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят кон­тур, объем, рельеф и фактуру предмета.

Различаются пассивное и активное осязание:

-пассивное осязание формирует осязательный образ контура пред­мета при его перемещении на покоящейся руке;

-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;

-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизиру­ет стратегию восприятия.

Восприятие времени- отражение длительности, скорости и после­довательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи рав­номерного движения объектов (стрелки часов);

-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

-хроногнозии - субъективного времени (субъективного пережи­вания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.

Длительность не­больших промежутков времени обычно несколько преувеличива­ется, а большие интервалы време­ни несколько уменьшаются. Бы­стрый темп также ведет к преуве­личению интервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с ин­тересными, значительными собы­тиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, бо­лее длительным). При положи­тельных эмоциях время недооце­нивается, а при отрицательных — переоценивается.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического раз­вития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.

Синтетический тип восприятия характеризуется большей целост­ностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа про­являют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синте­тический тип восприятия.

Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятель­ности свойственны неполнота и неточность восприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.

Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность вос­приятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Восприни­мая предметы и явления, человек оценивает их.

2.Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект вы­деляет в нем те особенности его внешности, которые дают информа­цию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.

На одном из первых мест оказываются профессиональная характе­ристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общи­тельный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избира­тельно.

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.

Восприятие человека человеком подвержено определенным соци­ально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогран­ны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные - объеди­няющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чув­ства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

3. Восприятие речи. С физической точки зрения речь — это комби­нация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максималь­ная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде свя­занных слов.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за гово­рящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значи­тельной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первона­чальном виде.

Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фра­зы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и от­сутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Учет закономерностей восприятия в следственной практике.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объектив­ные факты от субъективных наслоений, необходимо:

-выяснить усло­вия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оце­нить количество предметов, расстояние между ними, их размеры.

-правильно установить вре­мя совершения расследуемого события, его длительность и последо­вательность.

-учесть особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, ис­пытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве предъявле­ние для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий.

К объективным относятся физические условия перво­начального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).

К субъективным факторам опознания относится псих. со­стояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опоз­нания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприя­тия, способности к соотнесениям, группировке признаков).

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатле­ние человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю необхо­димы некоторые сведения о восприятии речи человека.

Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью реше­ния вопроса.

Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следу­ющем:

1)в сравнении и сопоставлении сходных предметов;

2)в быстром восприятии наибольшего количества особенностей предмета;

3) в обнаружении ничтожных, малозаметных изменений в объектах;

4) в выделении существенного с точки зрения цели наблюдения.

Наши рекомендации