Лаврова Д.И., доктор медицинских наук, профессор Шабалина Н.Б., кандидат психологических наук Морозова Е.В., кандидат психологических наук

Лаврова Д.И., доктор медицинских наук, профессор Шабалина Н.Б., кандидат психологических наук Морозова Е.В., кандидат психологических наук

©ФГБУ ФБМЭ Москва-2012

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития медико-социальной экспертизы включение в состав бюро медико-социальной экспертизы психолога, участвующего в экспертно-реабилитационной диагностике, повышает диагностические возможности этих учреждений за счет психологичес­ких знаний о человеке вообще и о человеке, находящемся в ситуации ин- валидизирующего заболевания, травмы или дефекта в частности.

Психология привнесла в процесс экспертизы собственную методо­логию и специфические диагностические методы, позволяющие с доста­точной долей объективности оценивать состояние психических функций, свойств и состояний человека, что необходимо для целей медико-соци­альной экспертизы.

Эти знания, обеспечивающие целостное восприятие больного как личности с учетом ее индивидуальных особенностей, должны служить повышению качества экспертно-реабилитационной диагностики в целом.

Включение психолога в штатный норматив бюро МСЭ оправдано, т.к. это расширяет диагностические возможности и повышает ее качество при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Однако, положение психолога среди других специалистов бюро до сих пор не определено: не разработаны процедурные и организационные вопросы, нет специальных нормативных критериев, определяющих рег­ламент работы этого специалиста.

Также не разработан алгоритм взаимодействия специалистов бюро медико-социальной экспертизы с психологом.

Данные вопросы требуют регламентации с целью закрепления ста­туса психолога в этих учреждениях, в соответствии с целями его деятель­ности и должностными обязанностями.

  1. Задачи, виды и этапы деятельности психолога бюро МСЭ
    1. Цели, основные задачи, этапы осуществления психологической экспертно-реабилитационной диагностики

Два основных направления деятельности психолога - участие в экспертно-реабилитационной диагностике и участие в разработке инди­видуальной реабилитационной программы включают решение следую­щих конкретных задач:

  • осуществление диагностики актуального психологического ста­туса пациента, включая оценку познавательной, эмоциональной, лич­ностной сфер на основе психологических принципов (комплексность, системность, динамический подход качественно-количественный ана­лиз результатов);
  • определение структуры нарушенных и сохранных психических функций и степени выраженности имеющихся нарушений;
  • определение патопсихологического синдрома;
  • обоснование практических выводов о степени и видах ограниче­ний в различных сферах жизнедеятельности человека;
  • выделение реабилитационных диспозиций-“мишсиой" реабили- танта и перечня мер по психологической реабилитации.

Основные цели работы психолога бюро МСЭ опрежмшичен общи­ми задачами, стоящими перед медико-социальной экспертизой.

В каждом конкретном случае направление на экспертно-психоло- гическос обследование должно быть обосновано либо запросом других специалистов, входящих в состав бюро МСЭ (экспертами различного профиля, реабилитологом, специалистов по социальной работе), либо самим психологом после первичного знакомства в процессе беседы).

Запрос должен находиться в компетенции медицинского психолога - выявить структуру дефекта, оценить степень нарушений психичес­кой деятельности, выявить возможности включения компенсатор­ных механизмов, оценить возможности выполнять определенные виды деятельности (в том числе профессиональной), выявить воз­можности восстановления, коррекции или компенсации нарушенных функций и мер осуществления этого.

Запрос должен быть четко сформулирован и указан в соответству­ющей заявке. Формулировка запроса должна быть корректной и не про­тиворечить методологическим принципам психодиагностики, которые не допускают проведение “проверки” одной психической функции незави­симо от общего контекста психической деятельности.

Таким образом, работа психолога бюро МСЭ опосредуется следу­ющими факторами:

  • осуществляется в соответствии с запросами экспертно-реабили­тационного диагностического процесса;
  • опирается на теоретические и методологические положения пси­хологической наукио системном и комплексном исследовании психичес­кой деятельности,игнорирование которых практическим психологом может быть расценено как профессиональная некомпетентность;
  • осуществляется индивидуально с соблюдением требований кон­фиденциальности без участия посторонних лиц, в том числе другого ме­дицинского персонала.
    1. Методики, рекомендуемые для целей МСЭ

Набор необходимых методик определяется в каждом конкретном случае характером задачи (запроса), поставленной перед психологом, но обязательно должен включать их различные варианты, позволяю­щие системно оценить психическую деятельность освидетельствуемого (общее количество не меньше 8-9). При выборе методик предпочтение должно быть отдано методикам патопсихологического эксперимента. При этом психолог пользуется определенной свободой в выборе мето­дик при выстраивании стратегии экспериментально-психологического исследования, с учетоминдивидуальных особенностейкаждого боль­ного и характера запроса.

Психолог в ходе обследования может менять общую тактику обсле­дования и выбор диагностических средств.

Экспериментально-психологическое исследование отличается большим многообразием применяемых методик. Как правило, боль­шинство из них обладают достаточно широким диапазоном, а один и тот же дефект обнаруживается при исследовании различных проявле­ний психической деятельности. Однако, не каждый методический при­ем позволяет достоверно судить о форме и степени психического нару­шения, а взятая отдельно методика не имеет решающего диагности­ческого значения.

Качество психологического обследования в значительной мере за­висит от того, каким количеством приемов владеет психолог. Для получе­ния достоверных характеристик психических функций необходимо ис­пользовать несколько методик. Это позволяет исключить влияние случай­ных факторов и уточнить полученные данные.

Во время исследования необходимо учитывать поведение больно­го: отношение к ситуации экспертного обследования, реакции на инст­рукцию, на содержание экспериментальных заданий, на трудности и ошибки, на оценку результатов самим обследуемым и экспериментато­ром, на оказываемую помощь, на изменение условий протекания дея­тельности и приспособление к этим изменениям. Необходимость эта обусловлена смыслом психодиагностики; измерять и исследовать не отдельные процессы, а исследовать человека, совершающего реаль­ную деятельность.

Суть клинико-психологического эксперимента позволяет оказы­вать больному дозированную помощь, позволяющую определить зону его ближайшего развития. Подобные данные могут быть информатив­ны как для диагностики (попытка объективной оценки нарушения фун­кции, выявление сохранного звена на которое можно опереться), так и для коррекции, восстановления психических функций (возможность развития данной компенсаторной стратегии). Предъявление инструкций к заданиям должно быть четким, понятным, доступным. Небрежное, нечеткое предъявление инструкции может изменить характер и ре­зультаты эксперимента.

Ниже приведен перечень наиболее используемых в практике пси­ходиагностических методик с учетом хронометража их выполнения и обработки.Психологические методики, рекомендуемые для использования в целях экспертно-реабилитационной психодиагностики

Функции   Методики Время выполнения (мин) Время обработки (мин)
Сенсомоторная сфера и влияние Корректурная проба 3-10 5-10
Отыскивание чисел 5-20
Счет по Крепелину 3-5 5-10
Отсчитывание (дезавтоматизация) 3-10
Круг «Когана» 5-10
Мышление Классификация предметов 15-40 10-15
Тест Векслера 60-90
Методика Коса 10-30 10-15
Доски Сегена 5-15
Исключение предметов 5-20 5-10
Существенные признаки 5-15
Простые аналогии 5-15
Сложные аналогии 10-30
Сравнение понятий 5-15
Трактовка пословиц, метафор и фраз 10-15
Заполнение пропущенных в тексте слов 5-10 5-10
Объяснение сюжетных картин 5-20 5-10
Установление последовательности событий 5-10 5-10
Пиктограмма 15-40 5-15
Память 'Заучивание 10 слов 10-15 5-10
Воспроизведение рассказов 10-15
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) 10-25 5-10
Называние 60 слов
Ассоциативные процессы Ответные ассоциации 5-10
Противоположности 5-10
Уровень социальной фрустрированности (УСФ) 5-7
«Опросник социальной значимости заболевания» (Сердюк) 5-7
Эмоционально- личностная сфера J Исследование самооценки 5-20 5-10
Тест Розенцвейга 15-45 15-20
Рисунок человека 10-20 15-20
Тест Люшера 5-10 10-15
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) 5-15 15-20
Методика «Дом. дерево, человек» 10-20
«Тест 20 утверждений» (Кто ты?) 10-15 5-10
Потребностно-мотивационная направленность (Что ты хочешь?) 10-15 5-10
Оценивается на протяжении всего эксперимента и беседы с больным    
Нейродинамика (работоспо­собность, истощаемость)     .. . ......

Минут.

  1. Беседа с освидетельствуемым

Следующим этапом является беседа с освидетельствуемым. Бесе­да - это метод психодиагностики, которая носит психотерапевтический характер. Основная цель беседы - установление доверительного контак­та и фасилитирующей обстановки для проведения дальнейшего исследо­вания. В процессе беседы происходит знакомство с пациентом, выясня­ются его установки, направленность личности, характер эмоциональных реакций, отношение к болезни и своему' социальному статусу; субъектив­ная оценка своей самоэффективности, определяется социокультурный уро­вень, уровень общего развития, осведомленности, круг интересов, основ­ные потребностно-мотивационные характеристики, а также перспектива будущего.

Время, требуемое на беседу с освидетельствуемым может варьиро­ваться от 15 до 20-30 минут.

  1. Проведение пато- и/или нейропсихологического обследования

Переходить к следующему этапу - этапу экспериментального об­следования возможно лишь после установления благожелательного кон­такта с обследуемым. Этот этап требует не менее 1 - 1,5 часов. Свыше 1,5 часов проведение обследования не рекомендуется, так как обследуе­мый утомляется. В случае необходимости можно продолжить обследова­ние на следующий день.

Построение экспериментально-психологического исследования пре­дусматривает использование многообразных методических подходов (ме­тодики патопсихологического эксперимента, нейропсихологические мето­дики, психометрические методики, опросники, проективные методики).

Общее количество их должно быть 8-9. Набор их определяется в каждом случае запросом, жалобами больного, характером заболеваний, возрастом, образовательным уровнем и другими факторами, определяю­щими индивидуальности свидетельствуемого.

  1. Анализ, обобщение результатов исследования и написание заключения

Заключительный этап исследования - анализ, обобщение, интер­претация полученных данных, интегративная оценка всей эксперимен­тальной ситуации в целом. Он завершается написанием заключения и формулировкой психологического синдрома.

Процесс анализа и интерпретации результатов исследования вклю­чает следующие аспекты:

  • отношение испытуемого к исследованию;
  • наличие или отсутствие заинтересованности;
  • понимание инструкции;
  • отношение к заданию;
  • способ выполнения;
  • отношение ошибкам;
  • возможность их коррекции;
  • проявления эмоционально-волевой сферы и т.д.;
  • особенности нарушений отдельных психических процессов и сто­рон личности (симптом);
  • определение степени выраженности нарушений;
  • обобщение результатов и формирование их в патопсихологический синдром, под которым понимается совокупность поведенческих, моти­вационных и познавательных особенностей психической деятельности

Экспертизы

Рабочее место психолога, а также помещение для оказания психологических услуг, должно удовлетворять особым требованиям, которые предъявляет характер психологической работы:

  • наличие отдельного кабинета (площадью не менее 7м2), изолированного от постороннего шума;
  • обеспеченность справочной и методической литературой и методиками стандартного образца] 1,2,5,6,8,9];

Также психологу необходимы:

  • секундомер:
  • цветные и простые карандаши, бумага формата А4 и АЗ;
  • компьютер, принтер.
  1. Организация учета работы психолога бюро учреждения медико-социальной экспертизы

Для систематизации деятельности психолога необходимо опреде­лить оптимальные формы учета и отчетности в его работе.

Психолог ведет один индивидуальный журнал и электронну ю базу приема освидетельствуемых, с указанием цели, даты, направления и ис­полнения заявки, основных клинико-демографических, социально-сре- довых характеристик пациента и кратких результатов психологического обследования.

Второй журнал ведется для регистрации лиц, направленных или обратившихся самостоятельно за психологической помощью.

Учитывая экспертную направленность учреждений медико-соци­альной экспертизы, возможность предоставления результатов обследова­ния в суде и другие инстанции, психолог хранит заключения и протоколы обследования в течение предусмотренного регламентом учреждений ме- дико-социальной экспертизы срока.

В случае проведения психологического консультирования состав­ляется протокол, в котором необходимо указать, кто направил больного на консультирование (врач, либо больной обратился самостоятельно) с указанием даты, причины направления или запроса больного при обра­щении, количества консультаций, используемых методов работы. Также психолог отмечает в заключении о психологическом консультировании динамику' изменения и прогноз.

Подобная форма учета и хранения обеспечивает контроль работы психолога и позволяет отслеживать динамические изменения у лиц, об­ращающихся по поводу установления группы инвалидности.ЛИТЕРАТУРА

  1. Блейхер В.М., Крук М.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихо­логия. Руководство для врачей и клинических психологов - М.-Воронеж: МПСИ-НПО “МОДЕК” 2002.-512 с
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 1986
  3. Истратова О Н. Нормативно-правовая документация практи­ческого психолога/ О.Н. Истратова, Л.В. Посошенко. - Ростов н/Д: Фе­никс, 2008. - 316 с.
  4. Коган В.М., Коробкова Э.А. Принципы и методы психологи­ческого обследования в практике врачебно - трудовой экспертизы. Мето­дическое письмо ЦИЭТИН. М., 1967.
  5. Корсакова Н.К., Л И. Московичюте. Клиническая нейропсихо­логия, М., МГУ, 1998.
  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их наруше­ния при локальных поражениях мозга, М., МГУ, 1962.
  7. О работе медицинского психолога в учреждениях здравоохра­нения. Методические рекомендации//Под ред. О.И. Фалалеева, Г.И. Гин­дина, В.Е. Прахова. Т.Н. Денисова. - СПб, 2006.
  8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихоло­гии. М., 1999.
  9. Хомская Е.Д., Нейропсихология, 4-ое издание. Спб.: Питер,

2005.

  1. Шабалина Н.Б. и др. Пособие для психологов, работающих в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации., М., 2000, - 168 с.
  2. Шабалина Н.Б., Морозова Е.В., Герсамия А.Г. “Организаци­онно-нормативная модель работы психолога в учреждениях медико-со­циальной экспертизы” Журнал “Медико-социальная экспертиза и реаби­литация”, Издательство “Медицина”, 2011, № 1, с. 54-56.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Данное приложение составлено по методическим материаламI 1,4,8,10].

Методика запоминания “10 слов”

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к выполнению других методик, а в конце исследования, т.е. спустя 50 мин - час, снова предлагает воспроизвести заучиваемые ранее слова (без напоминания).

По форме кривой (мнемограммы) экспериментатор делает выводы относительно особенностей запоминания испытуемого. У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9 или 6,8,9 или 5,7,10 и т.д. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Привнесение “лишних” слов встречаются при исследовании испытуемых, страдающих органическим заболевание головного мозга, а также у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких “лишних” слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

“Кривая запоминания” может указывать на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например,

Иногда испытуемый ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни испытуемый страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебании.

В отдельных, сравнительно редких случаях больные воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости больных; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этом случае испытуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Для проведения методики необходимо иметь наборы изображения предметов (картинки) и наборы слов. Обычно используется третья и четвертая серия из числа апробированных Леонтьевым. Рисунки должны быть четкими, хорошо видимыми на карточках разхмером приблизительно 5x5 см каждая. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует, поскольку методика очень тщательно апробирована.

Инструкция: Больному предлагается следующее задание: "Вам нужно будет запомнить ряд слое. Для того чтобы легче было запомнить слова, нуж:но каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово”.

“Вот например, первое слово, которое нужно запомнить - дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово”. Когда больной выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: “Как эта карточка напомнит про дождь?” Если больной приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать, начиная с третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладываются в сторону. Спустя 40 минут или час, т.е. перед концом исследования, испытуемому показывают по одной эти карточки в перемешенном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила заданное слово.

Интерпретация результатов.

В основном мы оцениваем:

  1. понимание испытуемым инструкции.
  2. способность к нахождению опосредующих символов.
  3. содержательность объяснения выбора.
  4. продуктивностьопосредования в целях запоминания.

Инструкция: “Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить вы должны к каждому слову нарисовать что либо такое, чтобы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно рисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам помогло вспомнить. Но нельзя писать на листе ни слов, ни букв”.

Запоминания.

50% - 40% - соответствуют выраженному нарушению опосредованного запоминания.

Менее 40% - правильных ответов соответствует значительно

Круг Когана

Цель: выявляет такие параметры внимания, как: объем, концентрация, способность к совмещению нескольких признаков, переключение, также методика оценивает способность к саморегуляции деятельности (посильность оптимальной стратегии подсчета), целенаправленность, четкость исполнения.

Инструкция: Испытуемому предлагается последовательно выполнить 4- ре задания.

  1. касаясь указкой фигуры, вслух подсчитайте все зеленые фигуры (отвлечение от формы)

I нее квадраты (отвлечение от цвета)

1 нее красные и сини фигуры (совмещение признаков - цветов)

  1. псе кружки и треугольники (совмещение по форме)

Норма выполнения субтестов:

  1. 18 зеленых фигур - 10 сек
  2. 16 квадратов - 13 сек.
  3. 26 красных и синих -17 сек.
  4. 31 треугольники и круги - 20 сек.

Лаврова Д.И., доктор медицинских наук, профессор Шабалина Н.Б., кандидат психологических наук Морозова Е.В., кандидат психологических наук

©ФГБУ ФБМЭ Москва-2012

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития медико-социальной экспертизы включение в состав бюро медико-социальной экспертизы психолога, участвующего в экспертно-реабилитационной диагностике, повышает диагностические возможности этих учреждений за счет психологичес­ких знаний о человеке вообще и о человеке, находящемся в ситуации ин- валидизирующего заболевания, травмы или дефекта в частности.

Психология привнесла в процесс экспертизы собственную методо­логию и специфические диагностические методы, позволяющие с доста­точной долей объективности оценивать состояние психических функций, свойств и состояний человека, что необходимо для целей медико-соци­альной экспертизы.

Наши рекомендации