Настоящее методическое руководство направлено на определение технологии работы психолога бюро МСЭ с учетом решаемых задач этим специалистом соответствующими психологическими методами.

По существующему законодательству больные в учреждение МСЭ должны поступать после прохождения соответствующего лечения, пол­ностью обследованными всеми специалистами (в том числе и специали­стом психологом). Однако, жизненные реалии позволяют убедиться в том, что по-прежнему обследование у специалиста психолога на этапе лечеб­ного учреждения является своего рода “экзотикой”. Таким образом, в учреждения МСЭ пациенты, обследованные психологом, попадают в крайне редких случаях. При этом, наиболее лидирующее содержание жалоб больных, по-прежнему сводится к “ухудшению памяти”, ‘‘рассеян­ности”, “забывчивости”, “плохому настроению”, “усталости”, “слабос­ти”, т е. тех характерных симптоматических проявлений, истинно объек­тивизировать которые возможно лишь в условиях патопсихологического эксперимента, основного психодиагностического метода, которым владе­ют психологи.К сожалению, представленные психологические заключения из пер­вичного лечебного учреждения (больницы, диспансера, поликлиники) бывают не информативны, не отражают структуры нарушений психи­ческих функций, либо содержат их разрозненное описание без учета эмо­циональных и личностных особенностей больного, что делает невозмож­ным объективизировать степень выраженности функциональных наруше­ний, а следовательно и их влияние на ограничения жизнедеятельности.

Таким образом, особенностью работы клинического психолога в учреждениях медико-социальной экспертизы является объективизация функциональных нарушений (с выделением структуры первичных и на­рушений иного порядка, а также их дифференциация по степени выра­женности) в условиях патопсихологического эксперимента.

Методологические подходы к оценке нарушений психических фун­кций в медико-социальной экспертизе исторически опираются на мос­ковскую патопсихологическую школу. Основной идеей, сформулирован­ной в трудах Б.В. Зейгарник, является положение о том, что распад пси­хической деятельности протекает по иным законам по сравнению с раз­витием психики в детском возрасте, что ставит во главу угла патопсихо­логического исследования изучение особенностей распада психики, вслед­ствие болезни или травмы [2,4].

Родоначальники патопсихологической науки, которые стояли у ис­токов формирования ее принципов, фактически были основателями си­стемы показателей оценки психической деятельности больных. Мето­дологический подход, который положен в основу патопсихологического эксперимента, актуален и для целей медико-социальной экспертизы. [1,2,4, 5,6,8,9,10].

С организационных позиций, до настоящего времени не существу­ет ни одного утвержденного на федеральном уровне нормативного доку­мента, регламентирующего деятельность психолога бюро МСЭ.

На данном этапе известные нам приказы и методические реко­мендации по организации работы медицинского психолога в основном касаются специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, в судебно-психиатрической экспертизе, в системе специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведени­ем [3,7].

Анализируя данные документы, регламентирующие деятельность психолога в сфере здравоохранения, можно сделать несколько существен­ных выводов и обозначить актуальную проблематику, требующую конк­ретного решения.

Известные нормы функционирования психологической службы строятся с учетом специфичности медицинских учреждений (лечебно­профилактических учреждений, в том числе, оказывающих специализи­рованную психиатрическую и психотерапевтическую помощь, людям, оказавшимся в кризисной ситуации, а также людям, находящимся в про­цессе судебно-психиатрической экспертизы и др.).

Однако, медико-социальная экспертиза, решающая особые задачи, связанные с учетом не только личных, но и государственных (финансово- экономических, демографических и правовых аспектов), и обоснованно создающая свою психологическую службу,не имеет унифицированных,(утвержденных как нормативные) регламентов работы психологов учреж­дений медико-социальной экспертизы.

Кроме того, фактическое положение психолога, организационно включенного в состав бюро медико-социальной экспертизы затруднено тем, что на практике его работа в коллективе не-психологов, часто по­давляется некомпетентными требованиями со стороны медицинского персонала и сводится к выполнению технической работы (регистратор, секретарь).

Врачи-эксперты не всегда учитывают результаты экспертно-психо­логического исследования, неэффективно его используют при решении диагностических и экспертных вопросов.

Нередко участие психолога в деятельности бюро МСЭ является формальной процедурой. Данная ситуация требует определенной дора­ботки и завершения и является одной из главных задач, стоящих перед руководителями данной службы, и специалистами медико-социальной экспертизы в целом.

С учетом изложенных проблем в данном методическом письме оп­ределен круг вопросов, требующих решения, предложены и обоснова­ны организационно-правовые, нормативные и научно-методические под­ходы к деятельности психолога учреждения медико-социальной экспер­тизы .

  1. Актуальность утверждения временных и количественных нормативов деятельности психолога системы учреждений медико-социальной экспертизы

Изначально психолог введен в штатный норматив бюро, как специа­лист, участвующий в принятии экспертного решения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 965. В 2009 г. в изданном Минздравсоцразвития РФ Приказе № 906н “Об утверждении

Порядка организации и деятельности федеральных государственных уч­реждений медико-социальной экспертизы” подтверждается включение психолога (медицинского психолога) в состав специалистов бюро. Иных нормативных документов, содержащих решение вопросов регламентиру­ющих труд психологов, не имеется.

Существуют лишь работы рекомендованного характера - методи­ческие рекомендации В.Н, Зухаря, С.Я. Рубинштейн (1975), Г.Л. Ворон­кова, В.М. Блейхера, С.П. Гарницкого (1980), Н.Б. Шабалиной (2000), И.О. Фалалеева, Г.И. Гиндина, В.Е. Петрова, Т.Н. Денисова (2006), Р.М Войтенко (2007) и др. К последним работам на эту тему относятся книга “Нормативно-правовая документация практического психолога” ( ОН. Истратова, Л.В. Посошенко, 2008). [3]

Наши рекомендации