Настоящее методическое руководство направлено на определение технологии работы психолога бюро МСЭ с учетом решаемых задач этим специалистом соответствующими психологическими методами.
По существующему законодательству больные в учреждение МСЭ должны поступать после прохождения соответствующего лечения, полностью обследованными всеми специалистами (в том числе и специалистом психологом). Однако, жизненные реалии позволяют убедиться в том, что по-прежнему обследование у специалиста психолога на этапе лечебного учреждения является своего рода “экзотикой”. Таким образом, в учреждения МСЭ пациенты, обследованные психологом, попадают в крайне редких случаях. При этом, наиболее лидирующее содержание жалоб больных, по-прежнему сводится к “ухудшению памяти”, ‘‘рассеянности”, “забывчивости”, “плохому настроению”, “усталости”, “слабости”, т е. тех характерных симптоматических проявлений, истинно объективизировать которые возможно лишь в условиях патопсихологического эксперимента, основного психодиагностического метода, которым владеют психологи.К сожалению, представленные психологические заключения из первичного лечебного учреждения (больницы, диспансера, поликлиники) бывают не информативны, не отражают структуры нарушений психических функций, либо содержат их разрозненное описание без учета эмоциональных и личностных особенностей больного, что делает невозможным объективизировать степень выраженности функциональных нарушений, а следовательно и их влияние на ограничения жизнедеятельности.
Таким образом, особенностью работы клинического психолога в учреждениях медико-социальной экспертизы является объективизация функциональных нарушений (с выделением структуры первичных и нарушений иного порядка, а также их дифференциация по степени выраженности) в условиях патопсихологического эксперимента.
Методологические подходы к оценке нарушений психических функций в медико-социальной экспертизе исторически опираются на московскую патопсихологическую школу. Основной идеей, сформулированной в трудах Б.В. Зейгарник, является положение о том, что распад психической деятельности протекает по иным законам по сравнению с развитием психики в детском возрасте, что ставит во главу угла патопсихологического исследования изучение особенностей распада психики, вследствие болезни или травмы [2,4].
Родоначальники патопсихологической науки, которые стояли у истоков формирования ее принципов, фактически были основателями системы показателей оценки психической деятельности больных. Методологический подход, который положен в основу патопсихологического эксперимента, актуален и для целей медико-социальной экспертизы. [1,2,4, 5,6,8,9,10].
С организационных позиций, до настоящего времени не существует ни одного утвержденного на федеральном уровне нормативного документа, регламентирующего деятельность психолога бюро МСЭ.
На данном этапе известные нам приказы и методические рекомендации по организации работы медицинского психолога в основном касаются специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, в судебно-психиатрической экспертизе, в системе специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением [3,7].
Анализируя данные документы, регламентирующие деятельность психолога в сфере здравоохранения, можно сделать несколько существенных выводов и обозначить актуальную проблематику, требующую конкретного решения.
Известные нормы функционирования психологической службы строятся с учетом специфичности медицинских учреждений (лечебнопрофилактических учреждений, в том числе, оказывающих специализированную психиатрическую и психотерапевтическую помощь, людям, оказавшимся в кризисной ситуации, а также людям, находящимся в процессе судебно-психиатрической экспертизы и др.).
Однако, медико-социальная экспертиза, решающая особые задачи, связанные с учетом не только личных, но и государственных (финансово- экономических, демографических и правовых аспектов), и обоснованно создающая свою психологическую службу,не имеет унифицированных,(утвержденных как нормативные) регламентов работы психологов учреждений медико-социальной экспертизы.
Кроме того, фактическое положение психолога, организационно включенного в состав бюро медико-социальной экспертизы затруднено тем, что на практике его работа в коллективе не-психологов, часто подавляется некомпетентными требованиями со стороны медицинского персонала и сводится к выполнению технической работы (регистратор, секретарь).
Врачи-эксперты не всегда учитывают результаты экспертно-психологического исследования, неэффективно его используют при решении диагностических и экспертных вопросов.
Нередко участие психолога в деятельности бюро МСЭ является формальной процедурой. Данная ситуация требует определенной доработки и завершения и является одной из главных задач, стоящих перед руководителями данной службы, и специалистами медико-социальной экспертизы в целом.
С учетом изложенных проблем в данном методическом письме определен круг вопросов, требующих решения, предложены и обоснованы организационно-правовые, нормативные и научно-методические подходы к деятельности психолога учреждения медико-социальной экспертизы .
- Актуальность утверждения временных и количественных нормативов деятельности психолога системы учреждений медико-социальной экспертизы
Изначально психолог введен в штатный норматив бюро, как специалист, участвующий в принятии экспертного решения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 965. В 2009 г. в изданном Минздравсоцразвития РФ Приказе № 906н “Об утверждении
Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы” подтверждается включение психолога (медицинского психолога) в состав специалистов бюро. Иных нормативных документов, содержащих решение вопросов регламентирующих труд психологов, не имеется.
Существуют лишь работы рекомендованного характера - методические рекомендации В.Н, Зухаря, С.Я. Рубинштейн (1975), Г.Л. Воронкова, В.М. Блейхера, С.П. Гарницкого (1980), Н.Б. Шабалиной (2000), И.О. Фалалеева, Г.И. Гиндина, В.Е. Петрова, Т.Н. Денисова (2006), Р.М Войтенко (2007) и др. К последним работам на эту тему относятся книга “Нормативно-правовая документация практического психолога” ( ОН. Истратова, Л.В. Посошенко, 2008). [3]