Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор

КОЧЕТОВСКАЯ Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И

ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Норильск, 2009 г.
Печатается по решению Ученого Совета Норильского филиала АОУ ВПО ЛГУ им. Пушкина

Составитель: Кочетовская Е.В., кандидат психологических наук, доцент;

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор

Кафедры педагогики и психологии Военно-космической

академии им. А.Ф. Можайского

В методических рекомендацияхпредставлены требования по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ по психологии.Изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Рассмотрены основные вопросы, связанные с напи­санием теоретической и описанием эмпирической частей исследования. Представ­лен порядок защиты дипломных работ и критерии их оценки.

Методические рекомендацииадресованы студентам очного и заочного отде­лений факультета психологии и педагогики ЛГУ им. Пушкина, обучающихся по специальности 020400 «Психология».

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Этапы выполнения курсовых и дипломных работ . . . . . . . . . . . .
2. Структура и содержание исследовательской работы . . . . . . . . . .
3. Подбор и изучение литературы по теме исследования . . . . . . . .
4. Написание теоретической части исследования . . . . . . . . . . . . . . .
5. Планирование и проведение эмпирической части исследования
6. Описание эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Оформление исследовательской работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Критерии оценки работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Выполнение курсовых и дипломных работ является одним из важных этапов в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа над курсовыми и дипломными проектами требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических зна­ний, но и творческого подхода к решаемым эмпирическим задачам, форми­рования представлений об организации исследовательской деятельности. Выступая одной из форм научно-исследовательской деятельности, подго­товка курсовых и дипломных проектов предполагает углубление и расшире­ние знаний студентов, овладения приёмами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений ре­шать научные и практические задачи путём научного поиска и анализа.

Работа над курсовыми и дипломными проектами должна способство­вать систематизации, закреплению и расширению теоретических и практиче­ских знаний у студентов по приобретаемой специальности, создавать воз­можность для применения этих знаний при решении конкретных практиче­ских задач в области психологии.

Данные методические рекомендации составлены на основе анализа вы­полненных студентами квалификационных работ на кафедре психологии и педагогики, с учетом анализа замечаний, отмечаемых в рецензиях преподава­телей и отзывах научных руководителей. Для оптимизации самостоятельной работы студентов над исследовательскими проектами дипломных и курсовых работ и были составлены данные рекомендации.

Планирование и проведение эмпирической части

Исследования

Важной частью исследовательской работы студента является эмпирическое исследова­ние. Оно может быть направлено на сбор и анализ данных по проблеме, может включать разработку методики в области психологии, на­правленную на соз­дание или адаптацию какой-либо програм­мы диагностики, консультирования, кор­рекционной, развиваю­щей работы, психопрофилактики, психологического про­свеще­ния.

Курсовой и дипломный проект предполагает выполнение студентом опреде­ленного объема эмпирической или практической пси­хологической работы. Этот объём определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; коли­чеством исполь­зованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обра­ботки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и науч­ный руководитель при планирова­нии исследования, аттестационная комиссия при оценке работы. Студент несет ответственность за планирование иссле­дования, аде­кватность целям работы использованных методов и методик, организацию и про­ведение сбора и обработки эмпи­рических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Важным моментом в эмпирическом исследовании является определение вы­борки испытуемых. Необходимо учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень об­разования, индивидуально-психологичес­кие особенности испытуемых, состояние здоровья и другие параметры, которые могут оказать влияние на резуль­таты. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную со­вокупность, то есть быть репре­зентативной по отношению ко всей изучаемой кате­гории людей. Существует множество конкретных приёмов формирования выборки, которые необходимо учитывать при организации эмпирического исследования (В.Н. Дружинин, 2008; В.В. Никандров 2007).

Выборка должна представлять основные типы испы­туемых, существующие в популяции. Выводы исследования должны рас­пространяться на всех членов изу­чаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необ­ходимо правильно распределить относительно разных усло­вий исследования, в случае экспериментального исследования важно обеспечить эквивалентность экспе­риментальной и контрольной групп (критерий внутренней валидности).

Численность выборки испытуемых для эмпирического ис­следования или практической психологической работы долж­на обеспечивать доказательность по­ложений, которые защи­щаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек.

Опираясь на методы мате­матической обработки данных, рекомендуется, чтобы численность срав­ниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 могут быть статистически значимы (а = 0,05).

Если же для обработки данных используется факторный ана­лиз, то сущест­вует простое правило: надежные факторные решения можно получить, лишь в том случае, когда количест­во испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число реги­стрируемых параметров. Кроме того, как рекомендует Л.В. Куликов, целесооб­разно увели­чение количества испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследо­вания (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали от­клоняющиеся результаты и т.д.).

Сбор эмпирического материала представляет собой ответ­ственную часть научно-исследовательской работы. Необходимо предусмотреть, чтобы испытуемые были доступны для контакта с ними в условиях, необходимых для изучения.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятель­ства для непосред­ственной эмпирической работы, скорректировать их в зави­симости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом вре­мени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторон­ние раздражители. А для сохранения валидности экспериментального исследова­ния необходимо контролировать действия артефактов.

Студент должен уметь установить такой доверительный контакт с испытуе­мым, при котором может быть получена достоверная информация. Необходимо со­блюдать нормы профессио­нальной этики психолога и использовать процедуры контроля влияния личности испытуемых и личности исследователя (студента) на проведение исследовательской работы.

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практи­ческое владение соответствующей тех­никой сбора эмпирических данных, деталь­ное знание мето­дики, которая используется. В ходе работы студента могут ожидать некоторые разоча­рования, поскольку добиться идеальных условий исследова­ния часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и ис­следовательские процедуры. Пер­вое пробное исследование позволяет выявить не­достатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называ­ют пило­тажным. Его данные, позволяющие усовершенство­вать программу и методику ис­следовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Использование методов математической статистики при обработке пер­вичных эмпирических данных необходимо для оценки достоверности выводов, как в научном исследо­вании, так и в разработке в области практической психоло­гии. При этом не рекомендуется ограничиваться использо­ванием только таких показа­телей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточ­ных оснований для обоснованных выводов.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных достаточно важная и ответственная задача. И делать это лучше ещё на этапе пла­нирования исследования. Необходимо зара­нее продумать, какие эмпирические по­казатели будут регис­трироваться, с помощью каких методов будут обрабатывать­ся, и какие выводы при разных результатах обработки мож­но будет сделать. Можно обращаться к уже разработанной классификации эмпирических задач и адекватных для их решения методов математической статистики (А.Н. Кутейников, 2008; А.Д. Наследов, 2007; Е.В. Сидоренко, 2004).

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологи­ческих показателей и других переменных, например, воз­раст, состав семьи, уровень образования. В качестве перемен­ных могут выступать любые показатели, которые можно срав­нивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень само­оценки, количество правильно решенных задач и качественные осо­бенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и дру­гие.

Для студентов может пред­ставлять трудность выделение переменных в рабо­тах по прак­тической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) огра­ничены. Следует иметь в виду, что в области практиче­ской психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, – все это может рас­сматриваться в качестве переменных. Главное – иметь чет­кие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, кото­рый получился в исследовании. Парамет­рические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное рас­пределение с большей вероятностью (но не обязательно) по­лучается при выборках более 100 испытуемых (может полу­читься и при меньшем количестве, а может не получиться и при боль­шем). При использовании параметрических крите­риев необходима проверка нор­мальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет зна­чения. При небольших объёмах выбор­ки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дип­ломной работе, целесообразно выбрать непараметрические кри­терии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, полу­чено ли в исследовании нормаль­ное распределение данных. В некоторых случаях статисти­чески обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.

Большинство психологических работ сводятся к несколь­ким типам исследо­вательских задач, которые и предопреде­ляют тип математико-статистического кри­терия. Так, во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологи­ческих показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обра­ботке соответствующих дан­ных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определе­ния значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-крите­рий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биноми­альный критерий.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимо­связи психологиче­ских показателей у одних и тех же испы­туемых. Для обработки соответствующих данных могут ис­пользоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффи­циентом линейной корре­ляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучае­мой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости при­знака под влиянием каких-либо контро­лируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математичес­кой об­работки данных в таких задачах может использовать­ся U-критерий Манна-Уитни, критерий Краснела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий х2 Фридмана. Од­нако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния не­скольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Иссле­дователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматривать­ся как причины, а другие как следствия. Переменные перво­го рода считаются факто­рами, а переменные второго рода – результативными признаками. В этом отличие дисперсион­ного анализа от корреляционного, в котором предполагает­ся, что изме­нения одного признака просто связаны с опреде­ленными изменениями другого (А.Н. Кутейников, 2008; Е.В. Сидоренко, 2004).

Во многих исследованиях выявляется значимость изме­нений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток вре­мени, в определенных условиях (например, в условиях коррекци­онного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут исполь­зоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значени­ях исследуе­мого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вил­коксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые име­ет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или восполь­зоваться статистической программой персонального компь­ютера.

Методы математической обработки данных важно исполь­зовать и для ана­лиза результатов опытной практической психологической работы. Для обоснова­ния ее эффективнос­ти полезно использовать конкретные психологические и пове­денческие показатели испытуемых «до» и «после». Вы­бору их важно уделять осо­бое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимос­ти изменений придаст большую доказательность выводам работы.

Оформление исследовательской работы

Автор курсовой или дипломной работы отвечает не только за содержание, но и за грамотность и аккуратность оформления исследовательской работы.

Текст работыдолжен быть набранна компьютере на одной стороне стан­дартного листа формата А-4 (210 × 297). Оформляется в соответствии с требова­ниями делопроизводства: печатается шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14, выравнивается по ширине, расстояние между строками - 1,5 интер­вала.

Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. При таких пара­метрах каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-70 знаков в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, за­ключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «СОДЕРЖА­НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце за­головка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предло­жений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц исследовательской работы сплошная. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Цифру, обозначаю­щую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу. Нумерация начинается со второй страницы – «Содержание».

Приложения помещают после списка источников литературы в порядке их упоминания в тексте. Приложения нумеруются (если их несколько) последова­тельно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на от­дельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследователь­ской работы.

В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится факти­ческий и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).

Формулы следует выделять из текста в отдельную стро­ку. Выше и ниже ка­ждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений сим­волов и число­вых коэффициентов приводится непосредственно под фор­мулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояс­нения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной ну­мерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с пра­вой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. До­пускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют. Пример 1: расчет значения критерия Н:

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор - student2.ru (1)

где N – общее количество испытуемых в объединенной выборке;

n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – сумма рангов по каждой группе.

Пример 2: расчет по критерию U Манна-Уитни:

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор - student2.ru (2)

где n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 – количество испытуемых в выборке 2;

nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;

Тх – большая из двух ранговых сумм.

При наличии в научно- исследовательской работе большого количества циф­рового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов опре­деленных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонта­ли и вертикали наборы количественных и качественных дан­ных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таб­лицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верх­нем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таб­лиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который поме­щается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголо­вок начинаются с прописной (большой) бу­квы, точка в кон­це заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:

Таблица 1.

Сравнение интенсивности психологических защит в группах испытуемых

Механизм психологической защиты Испытуемые с низкой склонностью к аэрофобии n=30 Испытуемые с аэрофобией n=30   t
среднее Ст. откл. среднее Ст. откл.
Отрицание 5,8 7,1 1,63 2,79**
Проекция 9,2 9,5 2,5 0,5
Замещение 3,4 7,1 2,8 0,12
Подавление 1,9 6,8 1,7 1,8
Интеллектуализация 8,5 1,6 7,6 1,8 2,01*
Регрессия 5,1 2,7 7,2 2,3 3,1**
Компенсация 2,1 8,7 2,6
Реактивное образо­вание 5,4 2,1 4,6 2,1 1,42

* p < 0,05 ** p < 0,01

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинаю­щиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторя­ются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.

Для представления эмпирических данных полезно исполь­зовать такие гра­фические формы как диаграммы, гистограм­мы,а также различныеграфики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после тек­ста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.

Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графи­ков (Л.В. Куликов, 2001):

· График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

· График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

· На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

· Линии на графике должны отражать значимость пара­метра, важнейшие не­обходимо обозначать цифрами.

· Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось орди­нат).

· Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и тре­угольниками.

Диаграммы используются главным образом для изобра­жения соотношения между величинами. Это способ графи­ческого изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны вели­чинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистог­рамма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основа­ниями на одной пря­мой (например, оси абсцисс).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обознача­ются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабс­кими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей рабо­ты. При необхо­димости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы рав­ные примерно пропущенной строке. Пример 1:

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор - student2.ru

Рис.1. Соответствие склонностей и способностей

к определенному типу профессий на начало и конец исследования

Пример 2:

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор - student2.ru Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки испытуемых

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так всё видно». Должны быть названы все сходства и разли­чия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказатель­ность выводам.

Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выраже­ния: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что ...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, пред­ставлены)....», «как представлено на рисунке 6 ...», «что и отражено на рисунке ...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо по­вторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, исполь­зованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).

При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количе­ственные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случа­ях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Много­значные количест­венные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (непра­вильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц изме­рения точки не ставятся (миллиметр – мм). Ко­личественные числительные при за­писи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются суще­ствительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (непра­вильно – «в 20-ти случаях из 100»).

Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и скло­няют­ся в тексте, то падежные окончания числительных, оканчиваю­щиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, со­сто­ят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Список литературыв научно-исследовательской работе представляет собой отражение тех источников, которыми пользовался автор при её написании. Список литературы должен содержать библиографическое описание всех источников, упо­минаемых в тексте, а также тех, которые были использованы автором в процессе подготовки работы, но не нашли своего непосредственного отражения в тексте.

Оформление списка литературы осуществляется алфавитным способом.При этом способе группировки фамилии авторов и заглавия (если ав­тор работы не ука­зан или авторов более трех) располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.

Если в списке литературы есть работы авторов-однофамильцев, порядок расположения источников зависит от инициалов авторов. Например:

Петровский А.В. Основы теоретической психологии. – М.:ИНФРА, 1998. – 525с.

Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. – 1975.- №3. – С. 26-37

При наличии работ одного автора в списке их обычно располагают в соот­ветствии с годом издания, начиная с более раннего. Например:

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое кон­сультирова­ние. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоро­вье России», 1993. – 172 с.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирова­ние. Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 205 с.

В выходных данных принято сокращать названия городов : М. – Москва; Л. – Ленинград; СПб. – Санкт-Петербург; К. – Киев; N.Y. – New York (Нью-Йорк); Р. – Paris (Париж); L. – London (Лондон); В. – Berlin (Берлин). Названия осталь­ных городов указываются полностью. Например:

Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по нематемати­ческим специальностям / А.Н. Бородин. - СПб.: Лань, 2006. – 254 с.

Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онто­генеза //Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8-9. – С.7-15

Примеры библиографического описания

Книга одного, двух, трёх и более авторов

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: прак­тический курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528с.

Статьи из журнала, газеты

Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Психологическая наука и образование. 1997. - №2. - С. 11-20

Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. – № 3. – С. 69 – 73.

Статьи из сборника

Ковалевская М.К., Матрусов И.С. Содержание обу­чения географии // Со­вершенствование содержания обучения в школе. – М., 1985. – С. 208 – 224.

Головина Г.М. Метематические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. Сборник научных трудов / Под ред. М.Р. Гинзбург. – М., 2003. – 135 с.

Описание диссертации

Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Дис. …д-ра. психол. наук. – М., 1996. – 190 с.

Описание автореферата диссертации

Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей: Автореф. дис…. канд. психол. наук. – М., 1976

Материалы конференций, съездов (тезисы)

Баланёв Д.Ю. Особенности компьютеризации психодиагностики детей до­школьного возраста // проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже XX – XXI веков. Тезисы докладов ме­ждународной конференции. – Барнаул, 1999. – С. 287-295

Дроздова А.И. Управление образовательным процессом в современном вузе: Материалы III региональной научно-методической конференции. Красноярск, 2001. – С. 88 –94

Интернет ресурсы

Крейк Ц.В. Персоналии в психологии [Электронный ресурс] / Электрон. ст.. – Режим доступа к журн.: http//phder.ifmo.ru/optics/spirkina/optiki/fizort/htm

Законодательные материалы

Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации: федеральный закон. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 19 с.

Российская Федерация. Законы. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – С. 21-58.

Защита дипломной работы

Предварительная подготовка студента к защите научно-исследовательской работе включает:

· составление текста или развёрнутого плана выступления перед Государст­венной аттестационной комиссией (ГАК);

· изготовление иллюстративных материалов, используемых в процессе за­щиты работы. В качестве иллюстративного материала рекомендуется ис­пользовать схемы, графики, таблицы и др.. Также во время своего док­лада на защите можно демонстрировать презентацию, выполненную с помощью пакета Power Points.

· подготовку ответов на замечания, содержащиеся в рецензии

Процесс защиты научно-исследовательской работы включает:

· выступление студента на заседание ГАК, содержащее обоснование вы­бора темы, её актуальности; краткий обзор состояния рассматриваемой проблемы, цели, задачи работы; краткое изложение выводов по теорети­ческой части, описание полученных эмпирических результатов, выводы и перспективы практического использования полученных результатов; для сообщения студенту отводится не более 10 минут.

· ответы студента на вопросы членов ГАК и других заинтересованных лиц, присутствующих на защите;

· отзыв научного руководителя (в нём характеризуются деловые и личност­ные качества студента, а не только содержание исследования);

· заключение рецензента;

· ответы студента на замечания рецензента, обоснование своей позиции по тем вопросам, в трактовке которых студент не согласен с замечаниями рецензента;

· свободная дискуссия по содержанию работы;

· заключительное слово студента;

· решение членов ГАК об оценке работы.

Решение комиссии об оценки работы принимается после выступления всех студентов и основывается на анализе представленной работы, доклада студента, его ответов на вопросы, с учетом отзыва и рецензии.

Литература

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследова­ний: гуманитарно-целостный подход / под ред. Н.М. Борытко – Волгоград: ВГИПК РО, 2005. – Ч.2. – 132 с.

2. Ганичева А.В. Математика для психологов: учебное пособие / А.В. Ганичева, В.П. Козлов. М., Аспект Пресс, 2005. – 239 с.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2008.- 320 с.

4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. - М: МПСИ, Флинта, 2003. – 335 c.

5. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2007. – 128с.

6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - -256с.

7. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформ­ления и порядок защиты. – М.: «Ось-89». - 1997

8. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001

9. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб.: речь, 2008. – 172с.

10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Ана­лиз и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб., Речь, 2007. – 392с.

11. Никандров В.В. Экспериментальная психология – Изд. 2-е, дополненное. - -СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

12. Поварова И.А., Гончарова В.А., Иванова Е.А. От курсовой к диплому: требова­ния к научно-исследовательской работе студентов, обучающихся по специальности «Логопедия»: Методическое пособие для студентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 251с.

13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., Речь, 2004. – 249 с.

14. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практи­ческий курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528с.

Приложение 1

Таблица 1.

Приложение 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ государственный университет

имени А.С. ПУШКИНА

Заполярный филиал

Кафедра п

Наши рекомендации