Доктор медицинских наук, профессор Беслекоев У.С. Авторы: заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук

Авторы: заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук

Сабаев С.С.,

Ассистент кафедры, зав. учебной частью кафедры

Бирюкова О.Ю.

Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

Уртаева М.Г.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Тотиков В.З.,

доктор медицинских наук, профессор Беслекоев У.С.

Цель занятия: овладеть следующими компетенциями в пределах дисциплины «БЖД и Медицина катастроф»:

ПК-50 - способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-12 - способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

ПК-1 - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ОК-3 - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.

Студент должен знать:

ПК-50 - основы безопасности общества и личности; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения.

ПК-12 - особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мироне и военное время.

особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях; основы безопасности общества и личности; риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы.

ПК-1 - особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях; особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях; основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

ОК-3 - методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека, основы безопасности общества и личности; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения, основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях; методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека; основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций.

Студент должен уметь:

ПК-50 - определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов.

ПК-12 - оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях; определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации; применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача-стоматолога.

ПК-1 - осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога; применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача-стоматолога.

ОК-3 - решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях; определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение.

Студент должен владеть:

ПК-50 - алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.

ПК-12 - приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов; способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

ПК-1 - алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.

ОК-3 - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф.

Перечень контрольных вопросов к занятию № 2:

занятие № 2:

1. Самоконтроль. Творчество. Умения, навыки, практический опыт. Знания, представления, образы.

2. Культура безопасности человека.

3. Дайте определение следующим терминам:-санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; - среда обитания человека; - факторы среды обитания; - вредное воздействие на человека; - благоприятные условия жизнедеятельности человека; - безопасные условия для человека; - санитарно-эпидемиологическая обстановка; - гигиенический норматив; -Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; социально-гигиенический мониторинг; - Государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - санитарно-эпидемиологическое заключение; - санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - ограничительные мероприятия (карантин); - инфекционные заболевания; - массовые неинфекционные заболевания (отравления).

4. Правовая основа обеспечения БЖД в Российской Федерации.

5. Экологическая безопасность. Охрана труда.

6. Дайте определение следующим терминам: - охрана труда; - условия труда;

- вредный производственный фактор; - опасный производственный фактор; - безопасные условия труда; - рабочее место; - средства индивидуальной и коллективной защиты работников; - сертификат соответствия работ по охране труда; - производственная деятельность.

7. Средства БЖД и их классификация.

8. Гомосфера, ноксосфера. Безопасность.

Занятие № 2:Безопасность жизнедеятельности. Виды, направления, подходы, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Культура безопасности жизнедеятельности.

Безопасность— это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты).

Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей.

В порядке приоритета к объектам защиты относятся:

человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды:

систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

систему охраны природной среды (биосферы);

систему государственной безопасности;

систему глобальной безопасности.

Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):

1 - осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

2 - разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

3 -разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Безопасность— состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Таким образом, стремление человека к достижению высокой производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Наши рекомендации