Классификация методов исследования: (обязательно)

1) Организационные:

· сравнительные(сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию),

· лонгитюдные (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени)

2) Эмпирические:

· обсервационный: наблюдение(метод состоящий в целенаправленном, преднамеренном восприятии внешних проявлений психики), самонаблюдение (рефлексия)

· экспериментальные: лабораторные ( 1879 год-В Лейпциге ВУНДТ создал первую в мире лабораторию),естественные,психолого-педагогические(управленчиские)

· психодиагностические : тесты, опросники , анкеты, беседы

· биографические: анализ жизненного пути, анализ документов.

Моделирование: математическое, техническое, кибернетическое, логическое

Вспомогательные: физиологические(медицинские),математические, графические.

Основные направления психологической науки: общая характеристика.

СТРУКТУРАЛИЗМ
Представители: Эдвар Титченер
Предмет изучения-Экспериментальное исследование структуры сознания
Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена
в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Представители: Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)
Предмет изучения- Изучить посредством каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».
Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических
изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

БИХЕВИОРИЗМ
Представители: Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуа, Уотсон (1878-1958)
Предмет изучения- Изучать не сознание, а поведение человека.
Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Представители: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)
Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений.
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные
характеристики и законы.

ПСИХОАНАЛИЗ

ФРЕЙДИЗМ
Представители: Зигмунд Фрейд (1856–1939)
Предмет изучения. Бессознательные психические процессы.
Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Карл-Густав Юнг
Предмет изучения. Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).
Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями. Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Альфред Адлер
Предмет изучения. Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее
поведение. Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.
тенденциям.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать
информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения. Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие
вершины личностного развития, вершины «самоантуализации». .
Базируется на иерархии потребностей человека.


ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу,
Предмет изучения. Уделение большого внимания бессознательному и его динамике. Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном
обмене между ними. Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт
Предмет изучения. Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.
Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)
Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.
Развитие направлений таких как:
психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Наши рекомендации