Классификация методов исследования

Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности в особенности.

Три определения предмета изучения психологии:

a. как наука о душе;

b. о психике и сознании;

c. о поведении и деятельности человека.

Основные задачи психологии:

a. изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств как отраженной деятельности мозга;

b. изучение природы и условий формирования психических особенностей личности и на основе этого научиться управлять этими психическими явлениями.

Основные принципы:

a. принцип детерминизма

психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни

b. принцип единства сознания и деятельности

сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство.

c. принцип развития психики в деятельности

психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности.

Структура психологии:

a. общая психология

исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека.

b. психология труда

исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально важные качества личности применительно к той или иной специальности.

c. инженерная психология

изучает вопросы проектирования, разработки и эксплуатации систем «человек-машина»

d. социальная психология

изучает психические проявления людей в различных группах и коллективах, межличностные отношения и т.п.

e. космическая психология

изучает психологические проявления в моменты максимальных нагрузок

Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

a. психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);

b. психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

c. психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

a. сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

b. моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

c. ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структура сознания
Управляющая функция Познавательная функция Оценочная функция Целеполагающая функция
Воля Интеллект Эмоции Мотивация
Самосознание

Классификация методов исследования.

Принципы психологических исследований:

a. принцип объективности изучения психики

психические явления необходимо рассматривать такими, какими они являются на самом деле.

b. принцип изучения психических явлений в развитии

Выявление психических качеств не только, которые уже сложились, но и те которые только зарождаются.

c. принцип аналитико-синтетического или комплексного изучения личности

аналитическое – познание элементов психики личности (комплексно), синтетическое –выявить устойчивое, что характеризует человека в целом.

Методы исследований:

a. наблюдение

должно быть целенаправленно и проводиться в естественных условиях деятельности и поведения личности.

b. метод эксперимента

проводится в помещениях, оснащенных специальным оборудованием

c. метод беседы

применяется для первичной ориентировки, уточнения выводов, полученных другими методами.

d. метод интервью

как и метод беседы, относится к методам опроса.

e. Метод изучения результатов деятельности

позволяет раскрыть такие психические особенности, как отношение к делу, к учебе, определить умение и навыки, объем знаний.

f. метод самонаблюдения

изучение психических состояний: настроение, раздражительности, работоспособности.

g. метод экспертных оценок

широко применяется в изучении психологии личности.

h. метод анкетирования

Позволяет получить большой по объему материал.

i. метод тестов

определяются психические характеристики личности при помощи стандартизированного задания (теста).

j. метод моделирования

математическое моделирование психических явлений.

Наши рекомендации