Схема методического сценария учебного семинарского занятия
(по В.Я. Ляудис)
- Тема занятия. Обоснование выбора темы.
1) определение места и значения темы в программе курса (указать учебную дисциплину психологии);
2) цель занятия и его задачи (познавательные, воспитательные, методические)
3) отбор библиографии по теме (составить список литературы для преподавателя; составить список рекомендуемой литературы для студентов и обосновать выбор с учетом объема чтения, сложности текстов и т.п.)
- Форма организации семинара.
1) обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории;
2) программа предварительной ориентировки студентов:
- в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе;
- в критериях оценки познавательной активности студенческой аудитории;
- в распределении ролей участников обсуждения;
- в требованиях к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.
3. План и конспект хода занятия.
1) программа содержания занятия:
- основные разделы темы (план);
- основные задачи каждого раздела темы;
- фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.
2) конспект содержания разделов программы:
- список контрольных вопросов по теме;
- этапы занятия, формы взаимодействия и сотрудничества преподавателя обучающимися;
- выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения;
- выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения;
- приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.
3) резюме обсуждения темы (подведение итогов) на семинарском занятии;
4) определение задания на следующее занятие (тема, контрольные вопросы, литература).
4. Методологический инструментарий преподавателя.
1) наглядность (схемы на доске, готовые схемы, таблицы, графики и т.п.);
2) дополнительный материал преподавателя (цитаты, иллюстрирующие примеры, «психологические задачки», раздаточный материал и др.)
3) психологические приемы привлечения внимания и активизации мышления студентов (перечислить, обосновать необходимость и место их применения).
Схема методического сценария учебной лекции
(по В.Я. Ляудис)
1.Тема лекции. Обоснование выбора.
1) определение места и значения темы в системе целого курса (указать дисциплину психологии и обозначить место выбранной темы);
2) цель занятия и его задачи (познавательные, воспитательные, методические)
3) отбор библиографии по теме (составить список литературы для преподавателя и список учебных пособий для студентов)
2.Форма организации лекции
1) аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)
2) цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющая все предметное содержание);
3) основные понятия (ключевые слова), которые необходимо освоить на лекции;
4) задачи лекции, реализующие основной замысел:
- состав педагогических задач (дидактические, воспитательные, развивающие)
- характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные и др.)
- эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
3. Организация взаимодействия на лекции.
1) вид лекции (монологическое высказывание, монолог с элементами эвристической беседы, монолог с применением ТСО, эвристическая беседа, проблемная лекция и т.п.)
2) тип взаимодействия, избираемый преподавателем для реализации замысла (трансляция, общение, коммуникация) и его обоснование;
3) организация обратной связи на лекции (обоснование, варианты);
4) обоснование необходимости групповой работы студентов на лекции.
4. Содержание лекции.
1) план лекции;
2) тезисы лекции (краткий конспект содержания);
3) структурно-логическая схема, отражающая логические связи и существенные характеристики основных понятий и закономерностей по учебной теме.
5. Методический инструментарий преподавателя.
1) наглядность (схемы, которые нужно отобразить на доске по ходу изложения содержания; готовые схемы, таблицы, графики и т.п.)
2) дополнительный материал преподавателя (цитаты, иллюстрирующие примеры, «психологические задачки» и др.)
3) психологические приемы активизации внимания слушателей (перечислить, обосновать необходимость и место их применения).
Задание 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ
Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.
1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.
Форма отчетности
1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.
Образец рецензии на курсовую работу
Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам. Вывод:курсовая работа______________________ (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки. Рецензент ______________ ______________________ (подпись) (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г. |
При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:
· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;
· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;
· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;
· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;
· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;
· отразить научную позицию ее автора.
ЗАДАНИЕ 4. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.
Программа выполнения задания
1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:
· 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология», «Психолого-педагогическое образование»;
2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.
Форма отчетности
1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») или ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.
заключение