Схема анализа и самоанализа семинарского занятия

Целенаправленность: реализация в ходе семинара образовательных, развивающих, а также воспитательных целей; их соответствие целям и задачам учебной программы, дисциплины; квалифицированная постановка общих, дифференцированных и индивидуальных задач личностного и профессионального развития студентов и преподавателя, их творческого потенциала; учет профессиональной направленности аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей.

Содержание: отражение в обсуждаемом материале современного состояния науки; преемственность теоретических и фактологических знаний; связь теории с практикой; развитие профессионального мышления студентов; наличие межпредметных связей.

Технология: ее соответствие целям, задачам, содержанию семинара, особенностям учебной группы и практиканта-преподавателя; профессионализм в организации диалога (включение в дискуссию всей группы, поддержание дискуссии, конструктивный анализ ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем и др.); реализация эвристических возможностей семинара; стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой проблемных вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не побуждающий к размышлениям); гармоничность в соотношении познавательной активности студентов и направляющей роли преподавателя; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии; квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация семинара.

Взаимодействие со студентами: легкость и естественность в установлении психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи (поддержка, советы, рекомендации или замечания, повышенный или пониженный тон); уважительность и требовательность к студентам или безразличие и критичность; уверенность, открытость, справедливость во взаимодействии со всеми студентами или, напротив, склонность к замечаниям, повышенному тону, к работе с одними студентами в ущерб другим.

Выводы: общая оценка успешности проведенного семинара, анализ затруднений в его подготовке и проведении, поиск их причин и путей преодоления. Выработка на этой основе программы профессионально-педагогического самосовершенствования.

Примерный план изучения личности студента

1. Общие сведения о студенте: фамилия, имя, отчество, возраст, факультет, курс, группа. Как долго учится в университете, где учился раньше. Состояние физического развития и здоровья.

2. Характеристика условий семейного воспитания студента.

Культурно-образовательный, социально-экономический статус семьи.

Семейное положение студента. Психологическая атмосфера в семье и условия проживания.

3. Характеристика психологических особенностей студента.

Направленность личности.

Ценностные ориентации: общий кругозор и эрудиция. Особенности развития познавательных интересов. Их глубина и устойчивость. Способность к их реализации. Влияние уровня развития познавательных интересов на учебную и внеучебную активность студента и на его положение в группе.

Мотивационная сфера: ведущие мотивы поведения и учебной деятельности.

Особенности познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание и др.).

Особенности запоминания. Точность воспроизведения. Соотношение процессов запоминания и забывания. Преобладающий вид и тип памяти.

Сформированность мыслительных операций. Особенности наглядно-образного и абстрактного мышления студента. Доминирующий вид мышления.

Особенности речи (устной и письменной) студента.

Особенности внимания студента (объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение). Преобладающий вид внимания.

Особенности эмоционально-волевой сферы личности.

Эмоциональная выразительность. Преобладающее настроение. Проявление моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Уровень развития волевых качеств личности.

Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности).

Особенности темперамента студента.

Особенности характера. Проявление его черт в различных ситуациях.

Общие и специальные способности. Связь склонностей и способностей с интересами студента.

4. Участие студента в различных видах деятельности.

Учебная деятельность (успеваемость по различным предметам, отношение к учебной деятельности, к своим успехам и неудачам, любимые учебные предметы, трудности, испытываемые студентом в учебе, степень сформированности учебных умений).

Общественная и организаторская деятельность (поручения студента, соответствие их его интересам, уровень общественной активности).

Трудовая деятельность (трудовая занятость, профессиональная ориентация).

Участие в других видах деятельности (спорт, эстетические занятия, разнообразная деятельность по интересам).

5. Позиция студента в группе.

Отношения студента к учебному коллективу. Потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением. Положение студента в системе межличностных отношений, взаимодействие с группой, авторитет студента среди товарищей.

6. Выводы и психолого-педагогические рекомендации (студенту, родителям, преподавателям): на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития следует опираться при его обучении и воспитании; каковы возможные пути сотрудничества со студентом (преподавателей, родителей, студентов, вневузовских объединений); конкретные рекомендации по развитию, обучению и воспитанию студента, пути реализации индивидуального подхода к нему.

Примерный план изучения уровня развития
академической группы студентов

1. Общие сведенияо группе. Количество и половой состав студентов, их возраст, стаж совместной жизнедеятельности группы, ее направленность, профиль, традиции и т.д.

2. Характеристика отношений студентов к учебной и трудовой деятельности. Основные ценностные ориентиры, коллективные интересы, общее дело. Основные мотивы учения. Уровень развития интереса к учению у студентов. Причины отсутствия интереса к учению. Взаимопомощь в учебных и внеучебных делах.

3. Структура межличностных отношений в группе. Наличие аутсайдеров, «отверженных», их количество. Степень психологической защищенности студента в группе. Представленность в группе студентов с другими статусами («популярные», «принятые» и др.).

4. Особенности лидерства в группе. Наличие реальных лидеров, их направленность. Отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.

5. Руководство студенческим коллективом. Характеристика стиля взаимодействия куратора, преподавателей и студентов (демократический, авторитарный, либеральный, синтетический). Авторитет куратора среди студентов. Умеет ли он устанавливать психологически обоснованные взаимоотношения со студентами. Роль куратора в формировании и сплочении группы как коллектива.

6. Уровень развития студенческого коллектива. Степень сформированности и выраженности качеств ответственности, коллективизма, сплоченности, организованности и удовлетворенности студентов характеризуемой группы. Способность группы к самоуправляемости, ее умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовывать совместные действия. Предполагаемый уровень развития студенческой группы (от диффузной группы до коллектива).

7. Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах формирования студенческой группы как коллектива.Возможности расширения «веера» видов совместной деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической и т.д.). Формирование и обучение лидеров. Возможные пути развития студенческого коллектива.

5. Отчет по итогам практики составляется по следующей схеме:

О Т Ч Е Т

Наши рекомендации