Мы надеемся, что теперь Вы понимаете - выбирая тему ВКР, Вы задаёте себе те реальные практические действия, которые нужно будет совершать для раскрытия этой темы.
В зависимости от содержания той деятельности, которую совершает студент в процессе работы над темой ВКР, можно выделить несколько типов ВКР.
Основные виды деятельности по изучению темы или проблемы могут быть следующие: 1) теоретическое рассмотрение литературных источников, так или иначе описывающих какие-либо аспекты избранной темы или проблемы; 2) выдвижение гипотезы о содержании, механизмах, зависимостях и связях различных элементов действительности, относящихся к рассматриваемой теме или проблеме; 3) формирование, подбор, создание средств научно обоснованной проверки выдвинутых гипотез; 4) организация и проведение реального исследования по проверке выдвинутых гипотез; 5) характеристика объекта профессиональной деятельности с целью определения возможных и необходимых профессиональных действий; 6) использование результатов характеристики темы или проблемы в реальной профессиональной деятельности.
В отдельной ВКР могут присутствовать как все виды исследовательской деятельности, так и некоторые из них. Отсутствие некоторых видов деятельности при выполнении ВКР не делает работу слабой или отрицательной. При выполнении даже одного вида деятельности студент может продемонстрировать полный комплект профессиональных знаний, умений и навыков, что делает его выпускную работу качественной и заслуживающей высокой оценки. В то же время, неэффективная попытка совершить сразу все виды деятельности может привести к негативной оценке выпускной работы. Поэтому можно дать рекомендацию:
■ Рекомендация студенту:
Выбрав тему ВКР, четко определи, какие виды деятельности ты сможешь совершить для разработки данной темы, и тогда ты сможешь определить тип твоей ВКР. Согласуй результаты своих действий по определению типа ВКР с научным руководителем.
Определив тип ВКР, ты определяешь границы того, что тебе нужно сделать. Выходить за эти границы не стоит. Но и оставлять пустое место внутри границ тоже нельзя.
Здесь приводятся основные типы ВКР, различающиеся по содержанию тех действий, которые должен совершить студент в процессе разработки избранной темы.
1 тип ВКР. Комплексная теоретико-исследовательско-практическая работа.
Наиболее сложный и трудоемкий тип ВКР. Наилучшие результаты получаются тогда, когда студент начал заниматься данной темой при выполнении курсовой работы на 3-ем курсе, продолжил на 4-ом, и в период выпускного курса завершает данную работу.
Включает все шесть выделенных видов деятельности: теоретический анализ, выдвижение гипотезы, создание средств фиксации явления, проведение эксперимента, использование в собственной профессиональной деятельности, разработка программы воздействия или рекомендаций.
Например. Дипломная работа на тему "Обучение использованию эффективных мнемотехник студентами на практических занятиях по психологии" включала в себя теоретическое доказательство того, что существуют эффективные мнемотехники, экспериментальное доказательство того, что некоторые мнемотехники можно считать эффективными в условиях практического занятия в вузе, и практическое обучение студентов пользованию соответствующими мнемотехниками в процессе проведения практических занятий со студентами первого курса. Работа выполнялась три года.
2 тип ВКР. Теоретическая работа.
Редко встречающийся тип ВКР. Для выполнения теоретической работы необходимо иметь опыт анализа чужих теорий, обоснованного их сравнения, а также, собственные способности к теоретической деятельности.
Включает по сути один из выделенных видов деятельности - подробное аналитическое исследование состояния изученности и перспектив исследования определенного вопроса в теоретической или практической психологии и педагогике. Необходимым элементом данного типа ВКР является библиография изучаемого вопроса, т.е. составление наиболее полного списка имеющейся на сегодняшний день литературы по данному вопросу.
Например. Дипломная работа на тему «Жалоба как способ психологического воздействия в общении русского человека» предполагает обобщение и анализ исторических, литературных, публицистических, научных данных о психологических особенностях русского человека в целом и об особенностях его общения, в частности.
3 тип ВКР. Исследовательская работа.
Часто встречающийся тип ВКР. Обычно, в этом типе ВКР определяется связь чего-то с чем-то: её наличие или отсутствие, или особенности данной связи. Многим студентам кажется, что это наиболее легко выполняемая работа, однако она требует хорошо сформированного навыка анализа полученных данных с помощью методов математической статистики. При неправильном использовании соответствующих методов получаются необоснованные или недоказанные выводы.
Включает от одного до пяти из выделенных видов деятельности: теоретический анализ (может практически отсутствовать), выдвижение гипотезы, создание средств фиксации явления (могут использоваться готовые методики диагностики), проведение эксперимента, разработка программы воздействия или рекомендаций (может отсутствовать). Наиболее важной частью является доказательство сделанных выводов.
Например. В дипломной работе на тему "Связь общительности и типа темперамента" нужно теоретически определить наличие данной связи и, если можно, установить ее характер - например, общительность зависит от типа темперамента.
Затем провести диагностику типа темперамента и общительности у необходимого количества людей (количество должно обеспечить статистическую значимость различий, в данном случае – по 50 человек на каждый тип темперамента). После этого статистически обработать результаты и доказать, что связь есть, или что её нет.
4 тип ВКР. Исследовательско-практическая работа.
Часто встречающийся тип ВКР, как и просто исследовательская работа. Обычно, в этом типе ВКР определяется связь чего-то с чем-то, а затем данная связь используется в профессиональной деятельности специалиста психолога или педагога, обычно - автора ВКР.
По сравнению с исследовательской ВКР, в исследовательско-практическом типе осуществляется использование полученных в эксперименте результатов в практической работе автора дипломной работы.
Например. Дипломная работа на тему "Влияние ведущей сенсорной системы на восприятие информации и использование этого влияния в консультировании" предусматривает организацию и проведение эксперимента, который докажет, что ведущая сенсорная система определенным образом влияет на восприятие информации (например, делает данную информацию основной, главной для принятия решения). После этого данное влияние ведущей сенсорной системы необходимо каким-то образом использовать в процессе психолого-педагогического консультирования и зафиксировать результаты.
5 тип ВКР. Практическая работа.
Теоретическое обоснование возможности и необходимости использования определенного средства (метода, технологии, техники, диагностики, тренинга и т.п.) психологического и педагогического влияния на другого человека; использование избранного средства психологического и педагогического влияния на другого человека в практической работе автора дипломной работы, с анализом результатов влияния и оценкой эффективности самого средства. В дипломной работе такого типа, обычно, содержание средства психологического и педагогического воздействия и его назначение достаточно полно представлены в методических источниках, то есть автор ВКР получает их практически в готовом виде. Поэтому наиболее важной частью работы становится доказательство положительного воздействия данного средства на человека или группу людей.
Например. Дипломная работа на тему "Использование арттерапии в психокоррекции гиперсоциальных подростков" предполагает: на основе анализа литературы теоретическое обоснование возможности и полезности использования арттерапии для коррекции психо-социального развития в подростковом возрасте; проведение реального арттрапевтического тренинга с группой подростков; фиксация с помощью адекватных средств состояния подростков до проведения тренинга и после тренинга; статистическое доказательство того, что тренинг произвел полезные изменения у данных подростков.
6 тип ВКР. Исследование состояния проблемы.
Теоретическое обоснование наличия проблемы в профессиональной деятельности психолога или педагога, или в состоянии и развитии клиентов психолога и педагога; разработка диагностического комплекса для изучения проблемы; подробное и обоснованное изложение состояния проблемы. Достаточно сложной частью данного типа ВКР является обоснованное доказательство существования проблемы в профессиональной деятельности педагога или психолога, или необходимости получения знаний по конкретному вопросу профессиональной деятельности. Наиболее сложной частью данного типа ВКР является разработка диагностического комплекса для изучения проблемы. В данный комплекс должны войти не только известные методики, но и те, которые разработаны самим автором ВКР, и которые позволят реализовать предположения автора.
Например. Дипломная работа на тему "Изучение особенностей самооценки подростков" предполагает: обоснование необходимости характеристики самооценки подростков для профессиональной деятельности психолога и педагога; подбор и разработка диагностических средств, для выявления особенностей самооценки подростков; обоснование (статистическое) наличия именно таких особенностей у подростков; определение форм и методов учета и использования данных особенностей в профессиональной деятельности.
►Обратите внимание!
Напомним, что конкретная ВКР может и не подходить полностью под один из выделенных типов, может быть каким-то промежуточным типом. Однако при этом остается необходимость выполнения соответствующих видов деятельности по разработке ВКР такого промежуточного типа.
■ Рекомендация студенту:
Независимо от типа ВКР, алгоритм работы можно представить следующими шагами:
Определение темы работы.