ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. В этой главе мы рассмотрим крещение, а в следующей — Вечерю Господ-ню, два обряда, которые Иисус повелел совершать Церкви

В этой главе мы рассмотрим крещение, а в следующей — Вечерю Господ-ню, два обряда, которые Иисус повелел совершать Церкви. Но прежде нам следует отметить, что среди протестантов существует разногласие даже отно-сительно терминов. Поскольку Римско-католическая церковь называет эти два обряда «таинствами» (sacraments) и поскольку католическая церковь учит, что эти таинства сами по себе фактически сообщают благодать людям (неза-висимо от наличия веры в человеке, который принимает в них участие), неко-торые протестанты (особенно баптисты) отказались называть крещение и Be-черю Господню «таинствами». Вместо этого они употребляют термин «обря-ды» (ordinances). Этот термин считается правильным потому, что Христос предписал совершать крещение и Вечерю Господню (в английском языке, в отличие от русского, слова ordinance [«обряд»] и ordain [«предписывать»] эти-мологически связаны. — Примеч. пер.у. Но другие протестантские церкви, гакие, как англиканская, лютеранская и реформатская, употребляют слово «таинство», не разделяя при этом римско-католического учения.

1 Стронг говорит: «Ни один обряд не является таинством в римско-католическом по-шмании передачи благодати». Он говорит также: «Католики считают, что обряды переда-от людям благодать и производят в них святость» (Α. Η. Strong, Systematic Theology, p. 930).

2 В словаре The American Heritage Dictionary (Boston: Houghton Mifflen, 1981 )для этих :лов допускается целый ряд значений, а таинство определяется как «завет внутренней шагодати или канал, передающий благодать» (р. 1141). Даже самый сознательный бап-ист не стал бы возражать против того, чтобы христиане называли крещение «заветом нутренней благодати», а католики не стали бы возражать против определения «канал, !ередающий благодать».

Вопрос о том, как называть крещение и Вечерю Господню — «обрядами» или «таинствами», — очень важен. Поскольку протестанты, используя оба тер-мина, четко поясняют, какой они вкладывают в них смысл, то спор идет не об /чении, а просто о значении соответствующих слов. Если мы готовы четко пояснить, что именно мы имеем в виду, то не имеет значения, используем мы :лово «таинство» или какое-то иное слово2. В этом тексте, говоря о крещении и Вечере Господней, я употребляю как термин «обряд», так и термин «тайн-ство» и рассматриваю их как синонимы.

Прежде чем мы станем говорить о крещении, нам следует признать, что среди евангельских христиан были и остаются разногласия по этому вопросу. В этой книге утверждается, что крещение не является «первостепенным» уче-нием3, но тем не менее этот вопрос важен для жизни Церкви и его необходимо рассмотреть во всех деталях.

В этой главе излагается «баптистская» точка зрения, а именно: можно счи-тать, что крещение совершено должным образом, только если принимающий его провозгласил заслуживающее доверия исповедание веры в Иисуса Христа. В ходе нашего рассуждения мы будем особенно часто обращаться к педобаптист-ской точке зрения (отстаивающей правомерность «детского крещения»), из-ложенной Луисом Беркхофом в его «Систематическом богословии», посколь-ку в этой широко известной книге приводится детальное и ответственное из-ложение этой позиции.

А. Способ крещения и его значение

В Новом Завете практика крещения единообразна: человека, принимаю-щего крещение, погружали под воду, после чего вновь поднимали. Следова-тельно, в Новом Завете крещение совершали способом погружения. Это оче-видно по многим причинам:

3 О первостепенных и второстепенных учениях см. во введении. Не все христиане согласны с моим взглядом, и многие не считают это учение второстепенным. Прежде многие христиане пережили преследования и даже были преданы смерти из-за того, что не разделяли положений и практики официальной государственной церкви, касающихся детского крещения. Для этих христиан речь шла не просто о некоей церемонии, а о пра-ве Церкви быть Церковью верующих, которая не включает в себя автоматически всех людей, родившихся в определенном географическом регионе. Таким образом, разногла-сия по поводу крещения становятся разногласиями о природе Церкви — когда человек становится частью Церкви: родившись в семье верующих или после исповедания веры?

4 Напр., LSJ, р. 305: «окунать, погружать»; страдательный залог.—.«тонуть». Также BAGD, р. 131: «погружать»; в среднем залоге — «погружаться, мыть (в нехристианской литературе также „погружать, мочить, орошать, охватывать")». Albrecht Оерке, TDNT, 1:530: βάπτω, βαπτίζω tic: «погружать... топить корабль»; в страдательном залоге — «тонуть, тер-петь кораблекрушение» (значение «омывать» или «мыть» в эллинистическую эпоху ветре-чается лишь изредка... гораздо чаще это слово означает погружение или гибель). Стронг (А. Н. Strong, Systematic Theology, pp. 933—935) приводит еще целый ряд аргументов.

Беркхоф (Berkhof, Systematic Theology, p. 630) возражает и приводит несколько про-тивоположных примеров, однако его доказательства неубедительны, поскольку он сме-шивает примеры употребления глагола βαπτίζω с употреблением родственного, но дру-

1) Греческое слово βαπτίζω означает «погружать что-то в воду». Это зна-чение данного слова было общепризнанным и использовалось в древнегре-ческой литературе, как в Библии, так и вне ее4.

2) В значении «погружать» это слово, похоже, используется во многих но-возаветных текстах. В Мк. 1:5 Иоанн крестил людей «в реке Иордане» (в гре-ческом тексте здесь предлог kv, «в» реке, а не «рядом», «у» или «около» реки)5. Также Марк сообщает, что Иисус, после того как принял крещение, «выхо-дил из воды» (Мк. 1:10). Греческий текст уточняет, что Он «выходил из» (67г)воды, а не отходил от нее (по-гречески было бы сто). Тот факт, что Иоанн и Иисус вошли в реку и вышли из нее, явно указывает на погружение, посколь-ку окропление или обливание водой легко могло быть осуществлено, если бы они стояли около реки, в особенности потому, что к Иоанну для крещения при-ходило много людей. Евангелие от Иоанна говорит нам, что Иоанн Крести-тель «также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3:23). И вновь очевидно, что для крещения окроплением не нужно было «много воды», такое замечание имеет смысл только в том случае, если имеется в виду погружение.

гого слова, βόπτω. (В отрывках, повествующих о «купании» или «мытье» [в Септуагинте, напр., Иудифь 12:7, а в Новом Завете — Мк. 7:4], скорее всего, имеется в виду именно погружение чьего-то тела [или рук, как в Мк. 7:4] в воду полностью.)

Если бы тот или иной новозаветный автор хотел показать, что людей обрызгивали во-дой, то он использовал бы соответствующий греческий глагол, со значением «обрызгивать»: ραντίζω, который и употребляется в этом смысле в Евр. 9:13,19,21; 10:22; см.: BAGD, р. 734.

5 Беркхоф спрашивает: «Был ли Иоанн Креститель в состоянии погрузить те толпы, которые приходили к нему на реку Иордан?..» (р. 630). Несомненно, за несколько дней он смог бы погрузить несколько сотен людей, но также возможно, что совершать креще-ние ему помогали его ученики (Мф. 9:14 и др.).

6 Беркхоф (pp. 630,631) утверждает, что в Деян. 8:38 греческое слово ε'ις может озна-чать «к», а не обязательно «в». Верно, это слово может иметь оба значения, но мы также должны отметить, что έκ, несомненно, означает «из», а не «от», которое было бы выра-жено словом άπό. А указание на то, что они спустились к воде и возвратились (καταβαίνω и διναβαίνω), не означает, что Филипп и евнух отошли от повозки и верну-лись к ней. Уточняется, что они вошли в воду и вышли из воды.

Когда Филипп возвестил Евангелие евнуху-эфиопу, то, «продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне крестить-ся?» (Деян. 8:36). Явно ни тот, ни другой не полагали, что окропление или по-ливание питьевой водой, запас которой у них наверняка был с собой в повоз-ке, могло быть достаточным для осуществления крещения. Они ожидали, пока около дороги им не встретился водоем. И тогда Филипп «приказал остано-вить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян. 8:38,39, курсив мой. — У. Г.). Как и в случае с Иисусом, крещение было осуществле-но, когда и Филипп и евнух сошли в водоем, а после крещения оба вышли из него. И вновь лишь крещение погружением может быть удовлетворительным объяснением этого рассказа6.

3) Символика союза с Христом в Его смерти, погребении и воскресении требует крещения погружением. Павел говорит:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3,4).

Павел также говорит колоссянам: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мерт-вых» (Кол. 2:12, курсив мой. — У. Г.).

7 Вода крещения связана даже с более глубокой символикой, чем символика моги-лы. Она напоминает нам о воде осуждения Божьего, сошедшей на неверующих во время потопа (Быт. 7:6—24), и о воде исхода, потопившей египтян (Исх. 14:26—29). И когда Иона был ввергнут в пучину (Ион. 1:7—16), он был ввергнут в место смерти по осуждению Божьему за непослушание — и был спасен чудесным образом, став символом воскресе-ния. Поэтому те, кто сходят в воду крещения, сходят в воду осуждения и смерти, которой они заслуживают перед Богом за свои грехи. Когда же они выходят из воды крещения, это показывает, что они благополучно минули осуждение Божье исключительно благо-даря заслугам Иисуса Христа, с Которым они воссоединились в Его смерти и воскресе-нии. Вот почему Петр (1 Пет. 3:21) говорит, что крещение «подобно этому образу», т. е. спасению Ноя и его семьи во время потопа.

Дуглас Моо в комментарии к Рим. 1—8 говорит, что крещение в Рим. 6 «является краткой версией опыта обращения в целом... поэтому крещение не является символом смерти и воскресения с Христом» (Douglas Moo, Wicliffe Exegetical Commentary [Chicago: Moody Press, 1991], p. 371). Он говорит также, что «в Рим. 6 и во всем Новом Завете нет никаких свидетельств, что физические перемещения — погружение в воду и выход из воды, — происходившие во время крещения, имели символический смысл» (р. 379). Хотя я и согласен с тем, что крещение в Рим. 6 является краткой версией опыта обращения в целом, мне не кажется, что нам следует отрицать символику смерти и воскресения с Христом, и вот по каким причинам: 1) физические действия погружения в воду (где че-ловеческие существа могут прожить не более нескольких минут) и выход на поверхность воды являются столь близкой параллелью схождения в могилу и выхода из нее, что связь очевидна и детальное пояснение не требуется; 2) это подтверждается также ветхозавет-ным погружением в воды осуждения Божьего; 3) когда Павел говорит: «Бывши погребе-ны с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12), трудно представить себе, чтобы читатели Павла, даже дети, не поняли явной параллели между крещением и смертью и воскресением Христа. (Это справедливо даже в том случае, если мы вместе с Моо переводим Кол. 2:12 как «посред-ством крещения».)

Эта истина отчетливо символизируется крещением с погружением. Когда человек, принимающий крещение, входит в воду, это символизирует схожде-ние в могилу и погребение. Выход из воды—это символ воскресения с Христом для хождения в новой жизни. Таким образом, крещение явно символизирует смерть человека для старой жизни и воскресение к новой жизни в Христе. А крещение окроплением или обливанием не заключает в себе этой символики7.

Иногда говорят, что основной символикой крещения является не смерть и воскресение с Христом, а очищение от грехов. Верно, вода — это явный сим-вол омовения и очищения, и вода крещения действительно символизирует омовение и очищение от грехов, также как и смерть и воскресение с Христом. В Тит. 3:5 говорится о «бане возрождения», и, хотя слово «крещение» не упо-треблено в этом тексте, безусловно верно, что во время обращения происходит очищение от греха. Анания сказал Савлу: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян. 22:16).

Однако утверждать, что омовение от грехов — это единственное (или даже просто самое главное), что символизируется крещением, — значит неверно от-ражать новозаветное учение. Как омовение, так и смерть и воскресение с Хри-стом символически отражаются в крещении, однако Рим. 6:1—11 и Кол. 2:11,12 явно подчеркивают смерть и воскресение с Христом. Немаловажно и то, что омовение символизируется погружением гораздо эффективнее, чем окропле-нием или обливанием, смерть же и воскресение Христа символизируются ис-ключительно погружением, а не окроплением или обливанием.

Итак, каково же значение крещения? В дискуссиях по поводу метода кре-щения и его значения христиане легко могут упустить из виду значимость и красоту этого обряда и недооценить исключительного благословения, кото-рое сопровождает эту церемонию. Поразительные истины безопасного про-хождения через воду осуждения, а также через смерть и воскресение с Хрис-том и омовения наших грехов — это истины, связанные как с данным момен-том, так и с вечностью, и они должны быть поводом вознесения великой славы и хвалы Богу. Если церкви будут учить этим истинам более четко, то креще-ние станет приносить Церкви гораздо большее благословение.

Б. Кого следует крестить?

Во многих стихах Нового Завета явно указывается на то, что крещены могут быть только те, кто провозглашает заслуживающее доверия исповеда-ние веры. Такую точку зрения часто называют «крещением верующих», по-скольку она заключается втом, что только те, кто сам уверовал в Христа (или, точнее, те, кто обнаруживает признаки веры в Христа), могут быть крещены. Это обусловлено тем обстоятельством, что крещение, которое является симво-лом начала христианской жизни, должно совершаться только над теми, кто фактически начал христианскую жизнь.

1. Аргументы из Нового Завета, где говорится о крещении. В текстах, по-вествующих о людях, которые были крещены, предполагается, что крещение совершалось только над теми, кто провозглашал заслуживающее доверия ис-поведание веры. После проповеди Петра в Пятидесятницу читаем: «Итак охотно принявшие слово его крестились» (Деян. 2:41, курсив мой. — У. Г.). Текст уточняет, что крещение было совершено над теми, кто «принял его слово», а потому уверовал в Христа ради спасения8. Также в рассказе о том, как Фи-липп проповедовал Евангелие в Самарии, говорится: «Когда поверили Филип-пу, благовествующему о Царстве Божием и о имени Иисуса Христа, то крести-лись и мужчины и женщины» (Деян. 8:12). Точно так же, когда Петр пропове-довал язычникам в доме Корнилия, он позволил принять крещение тем, кюуелышал слово и принял Святого Духа. — т. е. тем, кто показал убедительное свидетель-ство внутренней работы перерождения. Когда Петр проповедовал, «Дух Свя-тый сошел на всех, слушавших слово», а Петр и его спутники «слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44—46). Петр сказал, что крещение должны принимать те, кто имеет в себе возрождающую работу Свя-того Духа: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» После этого Петр «велел им креститься во имя Иису-са Христа» (Деян. 10:47,48). Суть этих трех отрывков заключается в том, что крещение следует совершать над теми, кто услышал Евангелие и уверовал в Христа ради спасения. Есть и другие тексты, которые указывают на то же са-мое — Деян. 16:14,15 (Лидия и ее домочадцы, после того как «Господь отверз сердце ее» для веры); Деян. 16:32,33 (семья филиппийскоготюремного стра-жа, после того как Петр проповедовал «слово Господне ему и всем, бывшим в доме его»); 1 Кор. 1:16 (домочадцы Стефана), но эти отрывки мы рассмотрим более подробно ниже, при разборе вопроса о «крещении домочадцев».

8 Беркхоф предупреждает, что не следует переоценивать молчание Писания по во-просу о детском крещении. Рассуждая о том, что в некоторых случаях крещение прини-Мали все домочадцы, он говорит: «И если там были дети, то, несомненно, они были кре-щены вместе с родителями» (р. 634). Однако в Деян. 2:41 говорится совсем иное: здесь уточняется, что крестились «принявшие слово его», а не дети тех, кто принял его слово.

9 Это не означает, что ни один ребенок не может переродиться (см. выше, в гл. 23), это значит только, что Павел не имел бы никакой богословской основы для высказыва-ния о том, что все дети, которые были крещены, начали христианскую жизнь. В Гал. 3:27 он говорит: «Все вы, во Христа крестившиеся».

2. Аргумент, основанный на значении крещения. Помимо этих указаний новозаветных текстов на то, что крещение всегда следовало за спасительной верой, есть еще одно соображение, свидетельствующее в пользу крещения ве-рующих: внешний символ начала христианской жизни должен быть дан тем, кто обнаруживает признаки того, что они начали христианскую жизнь. Но-возаветные авторы писали так, словно подразумевали, что каждый, прини-мавший крещение, лично уверовал в Христа и имел опыт спасения. Павел го-ворит: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Павел подразумевает, что крещение есть внешний знак внутреннего перерож-дения. В отношении детей это было бы попросту несправедливо — Павел не мог бы сказать: «Все вы, будучи детьми во Христа крестившиеся, во Хрис-та облеклись», поскольку дети еще не пришли к спасительной вере и не обна-ружили признаков перерождения9.

В том же ключе Павел высказывается и в Рим. 6:3,4: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» (курсив мой. — У. Г.). Могли Па-вел сказать это о детях?10 Могли он сказать, что «все дети, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились», а потому «погреблись с Ним кре-щением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»? Но если Павел не мог сказать такого о детях, то те, кто отстаивает правомерность детского крещения, должны ска-зать, что крещение означает для детей нечто другое, нежели оно означает для «всех нас, крестившихся во Христа Иисуса». Те, кто доказывает правомер-ность детского крещения, опираются на аргументы, которые кажутся автору этих слов расплывчатыми: говорится о том, что дети принимаются «в завет» или в «общину завета», однако Новый Завет не говорит этого о крещении. Напротив, он говорит, что все крещеные были погребены с Христом, воскрес-ли с Ним и облеклись в Христа.

То же самое можно сказать и в связи с Кол. 2:12: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который вое-кресил Его из мертвых». Однако о детях нельзя сказать, что они были погре-бены с Христом или что они воскресли с Ним через веру, поскольку они еще недостаточно взрослые, чтобы обладать самостоятельной верой.

3. Римско-католическая точка зрения. Римско-католическая церковь учит, что крещение необходимо совершать и над детьми11. Эта церковь верит, что кре-щение необходимо идя спасения и что сам по себе акт крещения ведет к перерож-дению. Поэтому, с данной точки зрения, крещение есть средство, с помощью ко-торого церковь наделяет людей спасительной благодатью. А если крещение яв-ляется каналом спасительной благодати, то его следует преподавать всем людям.

Людвиг Отт дает следующие пояснения:

Крещение — это то таинство, в котором человек, будучи омыт во-дой во имя Троицы, духовно рождается вновь (Отт в подтверждение это-го высказывания приводит Ин. 3:5; Тит. 3:5; и Еф. 5:26)12.

10 См. ниже ответ на позицию католиков, которая заключается в том, что крещение
ведет к перерождению.

11 Крещение ребенка, сопровождаемое дарованием ему имени, в Римско-католи-
ческой и епископальной церквах иногда называется «крестинами, наречением имени».

12 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma. Trans, by Patrick Lynch, ed. by James
Bastible, 4th ed. (Rockford, 111.: Tan Books, 1960, p. 350).

Крещение производит на человека следующее воздействие (если со-блюдены необходимые условия — есть вера и сожаление о грехе): а) уни-чтожение грехов: как первородного греха, так и личных грехов, смерт-ных и прощаемых; б) внутреннее освящение через влияние освящаю-щей благодати (р. 354).

Даже не будучи принято достойным образом, крещение оставляет в душе человека несмываемый духовный знак, символ крещения... Чело-век, получивший крещение, через символ крещения становится частью Тела Христова... Каждый человек, крещенный должным образом, даже вне католической церкви, становится членом единой святой католичес-кой и апостольской Церкви (р. 335).

Отт продолжает, поясняя, что крещение необходимо для спасения и что оно должно совершаться только священниками:

Крещение водой... со времен начала распространения Евангелия не-обходимо для спасения всех без исключения людей (р. 356)п.

Отт говорит, что крещение обычно должно совершаться священником, но в необычных обстоятельствах (когда, напр., ребенок болен и может умереть вскоре после рождения) оно может быть совершено дьяконом или мирянином. Даже крещение, осуществленное неверующим человеком, может быть при-знано действительным:

Наши рекомендации