Программа социальных и организационных изменений в домах ребенка
Итак, результаты проведенного наблюдения показали, что поведение персонала дома ребенка характеризуется минимальной инициацией взаимодействия с младенцами, редкими ответами на сигналы и инициации детей, ограничением контактов режимными процедурами, которые также выполняются отстраненно и часто молча. В течение наиболее долгого и интенсивного взаимодействия в ситуации кормления наблюдаются не только малое число инициатив и взаимообусловленных ответов, рассогласованность и нарушение под-страивания поведения персонала и младенцев, но и явное насилие наддетьми. Состояние сотрудниц дома ребенка характеризуется повышенной депрессивностью и тревожностью. Дети чувствительно реагируют как на состояние, так и на психологические особенности уха-живающих за ними женщин и подстраиваются под них. Нарушения
в эмоциональной сфере и не способствующие установлению положительных социальных контактов параметры личности сотрудниц отрицательно сказываются на их поведении взаимодействия по отношению к младенцам и, в свою очередь, на поведении взаимодействия со стороны младенцев.
Исследование показало, что наблюдающееся в последние годы в домах ребенка введение в группы педагогов-дефектологов и логопедов не вносит кардинальных изменений в социально-эмоциональное состояние детей конца первого и начала второго года жизни. В лабораторной незнакомой ситуции поведение привязанности детей по отношению к женщине, с которой они встречаются на педагогических занятиях 5 раз в неделю индивидуально или в группе, характеризуется в основном малым стремлением к близости и контакту, избеганием, малой исследовательской активностью.
Результаты опроса свидетельствуют, что большая часть персонала осознает необходимость для детей общения и наличия всегда доступного ребенку человека. Сотрудницы дома ребенка не считают, что общение не входит в их обязанности, однако среди причин недостаточного общения выделяют прежде всего занятость основной работой. Такая противоречивость ответов может свидетельствовать о проявлениях механизмов защиты от отрицательного состояния, возникающего при эмоциональной близости с оставшимися без семьи младенцами, многие из которых к тому же имеют медицинские или генетические нарушения. Более трети сотрудниц прямо связывают недостаточность общения с нежеланием формирования привязанности с ребенком.
Положительное эмоциональное взаимодействие и формирование безопасной привязанности требует не только новой организации работы в группе и обучения персонала, но и создания условий для проявления социальной инициативности, эмоциональной доступности и отзывчивости персонала. Последнее включает возможность анализировать сложные, часто эмоционально негативные психологические процессы, возникающие при установлении отношений с детьми в доме ребенка, и психологическую поддержку персонала.
Опыт участия в семинарах для сотрудников дома ребенка, обсуждение и прослеживание их результатов показали, что знакомство с современными данными о развитии детей первых месяцев и лет жизни и с новыми междисциплинарными программами ранней помощи значительно влияет на позицию персонала и тем самым на си-
туацию в домах ребенка. Однако организация обучения сотрудников может рассматриваться лишь как начальный этап на пути изменения положения детей в домах ребенка. Часто случается, что рутина и привычный тип отношений не оставляют места для нововведений, старая система продолжает диктовать свои собственные правила сегрегации и пренебрежения к психическому здоровью младенцев. Требуется не только продолжение общения с сотрудниками, но и совместная разработка и реализация программы изменений в доме ребенка. Среди основных могут быть выделены мероприятия, связанные с изменением организационной структуры дома ребенка, отношения персонала к детям и работы персонала.
Мероприятия, связанные с изменением структуры дома ребенка
Мы поддерживаем позицию о реорганизации домов интернатного типа с соблюдением таких соответствующих психологическим потребностям детей требований, как постоянство места проживания (вплоть до совершеннолетия), стабильность круга близкихлюдей, уменьшение количества детей на одного взрослого до 3—5 и создание разновозрастных групп, свобода контактов с окружающим миром, привлечение к воспитанию детей мужчин, психологический отбор и повышение уровня квалификации персонала (Галигузоваидр., 1990). С нашей точки зрения, основной линией преобразований является переход от работы по принципу «все сотрудницы не каждый день для всех детей» к работе по принципу «один или несколько близкихлюдей каждый день для небольшой группы одних и тех же детей», чтобы у ребенка в младенческом и раннем возрасте был опыт непрерывающегося общения со своим, наиболее близким и эмоционально доступным человеком. Понимая сложность практического осуществления структурных преобразований в доме ребенка, выделим наиболее важные и возможные в существующих условиях мероприятия:
—прекращение переводадетей изодной группы вдругую, от одних людей кдругим;
—организация жизни детей небольшой группой с постоянным проживанием в одних и тех же помещениях;
—выделение нескольких наиболее подходящих сотрудниковдля выполнения в группе родительских функций, роли наиболее близких детям взрослых;
—изменение расписания работы наиболее близких детям взрослых с вахтовой (сутки через трое) на ежедневную сменную по скользящему графику;
—создание условий для совместного проживания в группе детей разного возраста, детей с медицинским и генетическим риском отставания в развитии и медицински благополучных детей;
—удовлетворение потребности свободного общения с детьми и взрослыми внутри и за пределами дома ребенка;
—удовлетворение и поддержание стремления родителей и родственников навещать и общаться с детьми.