Изучение ценностно-ориентационного единства.
«Референтометрия»
В социальной психологии созданы новые методические приемы экспериментального изучения коллектива, которые дают возможность более полно и разносторонне исследовать взаимоотношения между школьниками. Существенный интерес для педагогического осмысления процессов коллективообразования представляют экспериментальные подходы к анализу внутригрупповой активности. Они позволяют уловить не только эмоциональные связи, но и охарактеризовать содержательную сторону взаимоотношен6ий, характерных для высоких стадий формирования коллектива.
На основании того, что для сплоченного коллектива характерным должно быть единство взглядов, убеждений, мнений по жизненно важным вопросам, предлагается специальная, удобная учителю методика, позволяющая измерить степень совпадения отношения учеников к различным сторонам действительности.
Для определения круга лиц, чье мнение важно для данного ученика, разработан интересный методический прием – «рефрентометрия».
Можно сказать, что школьник (и не только он), порой сам того не осознавая симпатизирует и стремиться общаться с теми, чьим мнением о себе дорожит , и, наоборот, дорожит мнением тех людей, с кем хотел бы общаться.
Методы изучения общения. Для изучения общения в психолого-педагогических исследованиях широко используется объективное наблюдение, точность и надежность которого увеличиваются благодаря специально разработанным подробным программам. Сеансы наблюдения (так называемые срезы) производятся, как правило, на протяжении трех дней через каждые 5-7 минут в идентичной обстановке. Протоколы наблюдений обрабатываются с помощью таблиц, напоминающих социометрическую матрицу. Полученные данные дают целый ряд важных сведений о группировках и характере общения каждого ученика. Выявляются соотношение объединение детей разной численности и их персональный состав, устойчивость, длительность существования. Описанные методы социально-психологического изучения класса и система соответствующих понятий имеют очень большое значение для педагогической теории и практики воспитания. Изменяется представление о самом объекте воспитания, малой группе сверстников. Эти группы предстают как сложные системные явления, в которых диалектически противоречиво взаимодействуют заданные и стихийные элементы. Применение социально-психологических понятий и методов позволяет измерить и описать такие изменчивые взаимодействия группы и личности, которые прежде могли лишь интуитивно угадываться.
Ученик в системе личных взаимоотношений
Потребность в общении
Класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле этого слова. Что же сплачивает людей в группу, заставляет их сближаться? Потребность в общении – вот внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни.
Трудно сказать, существует ли врожденная потребность в общении. Но совершенно точно установлено, что возникает она и ясно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка.
Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, другими детьми. Уже на ранней стадии развития ребенка можно подметить зарождение личных отношений, отличных от тех, которые возникают в процессе деятельности. Наблюдаются и индивидуальные особенности в общении со сверстниками.
С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию. Дети начинают ее осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, потребность в детском коллективе. Приход ребенка в детский сад – очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» его психического развития. Между детьми складываются сложные взаимоотношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. Дошкольная группа – это генетически ранняя ступень социальной организации людей, которая затем сменяется школьным классом. На смену школьному классу приходит тот или иной производственный коллектив либо как промежуточный этап – студенческая группа или группа ПТУ.
Наблюдения показывают, что нередко уже в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат».
Даже далеко не полный анализ ситуаций, возникающих между детьми в процессе группового общения, демонстрирует актуальность этой психолого-педагогической проблемы. Чтобы ее разрешить, необходимо базироваться на следующих принципиальных положениях.
Во-первых, взаимоотношения между детьми в группе, как и в школьном классе надо рассматривать как целостную систему, со своей внутренней структурой и динамикой развития.
Во-вторых, чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей в группе дошкольников, необходимо исследовать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении со школьными классами.
Новый этап развития потребности в общении, а значит, и самих взаимоотношений начинается с поступления ребенка в школу. Здесь происходит глубокая перестройка всей структуру взаимоотношений между детьми. У ребенка впервые появляется обязательно общественно значимая деятельность – учеба, способствующая формированию системы деловых взаимоотношений. Структура этих отношений во многом задается педагогом извне. В детском саду деловые взаимоотношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы. И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе.
В дальнейшем две системы отношений – деловых и личных – развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организованного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.
В 5 классе происходит резкий перелом, обостряется желание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами.
В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений.