Схема психологического анализа урока № 1

«Психологический анализ урока с позиций

Деятельностного подхода»

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Урок вел студент-практикант (ФИО).

Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО).

Компоненты урока Элементы анализа Наличие/ отсутствие элемен та   Описание элемента Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках)
Цель урока, ее соответствие требованиям программы Обучающая      
Воспитательная      
Развивающая      
Субъект деятельности: учитель Общая эрудиция        
Организаторские и коммуникативные способности        

Продолжение таблицы 2

Компоненты урока Элементы анализа Наличие/ отсутствие элемен та   Описание элемента Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках)
  Особенности речевой деятельности      
Черты характера, выражающие отношение к учащимся      
Субъект деятельности: учащиеся Общеучебные умения и навыки (предметные, контрольные и самооценочные действия)      
Готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи      
Отношение к учебному предмету      
Познавательная активность      
Навыки командной работы (парной, групповой)        

Продолжение таблицы 2

Компоненты урока Элементы анализа Наличие/ отсутствие элемен та   Описание элемента Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках)
  Особенности психических состояний на уроке      
Содержание деятельности с педагогических позиций Новизна учебной информации      
Актуализация у учащихся прежних знаний      
Постановка учебной проблемы      
Ориентация на использование знаний в жизни      
Установление межпредметных связей      

Продолжение таблицы 2

Компоненты урока Элементы анализа Наличие/ отсутствие элемен та   Описание элемента Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках)
Содержание деятельности с психологических позиций Соответствие содержания учебного материала и методов его подачи уровню подготовки учащихся и их интеллектуально му развитию. Направленность на стимулирование познавательной активности учащихся      
Психодинамические характеристики учебной ситуации      
Положительный эмоциональный фон урока      


Продолжение таблицы 2

Компоненты урока Элементы анализа Наличие/ отсутствие элемен та   Описание элемента Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках)
  Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей      
Способы деятельности Организация самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы)      
Наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и командной      
Создание ситуаций успеха      
Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся      

Комментарии к заполнению таблицы: В таблице представлены основные компоненты и элементы анализа урока. Кроме того, по каждому элементу анализа приводится три критерия: наличие/отсутствие (требуется отметка «+» или «-»); описание элемента (качественная характеристика наблюдаемого); проявления элемента в конкретных экспрессивных признаках. От студента-практиканта требуется заполнить все графы таблицы, обращаясь к описанию соответствующих объектов анализа, приведенных выше по тексту.


Схема психологического анализа урока № 2

«Анализ особенностей педагогического общения на уроке»

В схеме представлены компоненты анализа урока и соответствующие им характеристики педагогического общения. При описании необходимо придерживаться предложенной структуры и приводить для обоснования выводов по каждому компоненту урока наблюдаемые экспрессивные признаки (указывать, в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи проявляются описываемые характеристики общения), в процессе анализа обратить особое внимание на то, как связаны поведение педагога на уроке и активность школьников.

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Урок вел студент-практикант (ФИО)

Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО)


1. Краткая общая характеристика урока: тип урока (урок-лекция, урок-семинар, традиционный урок, проблемный урок и т.д.), цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.
2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре - ученики как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы учителя.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование (анализ соотношения временных показателей речи учащихся и учителя в процентах и в соответствии с типом урока).
8. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

В результате психологического анализа процесса педагогического общения студент-практикант делает вывод о соответствии стиля педагогического общения уровню развития группы (класса), возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Наши рекомендации