Схема психологического анализа урока № 1
«Психологический анализ урока с позиций
Деятельностного подхода»
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.
Урок вел студент-практикант (ФИО).
Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО).
Компоненты урока | Элементы анализа | Наличие/ отсутствие элемен та | Описание элемента | Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках) |
Цель урока, ее соответствие требованиям программы | Обучающая | |||
Воспитательная | ||||
Развивающая | ||||
Субъект деятельности: учитель | Общая эрудиция | |||
Организаторские и коммуникативные способности |
Продолжение таблицы 2
Компоненты урока | Элементы анализа | Наличие/ отсутствие элемен та | Описание элемента | Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках) |
Особенности речевой деятельности | ||||
Черты характера, выражающие отношение к учащимся | ||||
Субъект деятельности: учащиеся | Общеучебные умения и навыки (предметные, контрольные и самооценочные действия) | |||
Готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи | ||||
Отношение к учебному предмету | ||||
Познавательная активность | ||||
Навыки командной работы (парной, групповой) |
Продолжение таблицы 2
Компоненты урока | Элементы анализа | Наличие/ отсутствие элемен та | Описание элемента | Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках) |
Особенности психических состояний на уроке | ||||
Содержание деятельности с педагогических позиций | Новизна учебной информации | |||
Актуализация у учащихся прежних знаний | ||||
Постановка учебной проблемы | ||||
Ориентация на использование знаний в жизни | ||||
Установление межпредметных связей |
Продолжение таблицы 2
Компоненты урока | Элементы анализа | Наличие/ отсутствие элемен та | Описание элемента | Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках) |
Содержание деятельности с психологических позиций | Соответствие содержания учебного материала и методов его подачи уровню подготовки учащихся и их интеллектуально му развитию. Направленность на стимулирование познавательной активности учащихся | |||
Психодинамические характеристики учебной ситуации | ||||
Положительный эмоциональный фон урока |
Продолжение таблицы 2
Компоненты урока | Элементы анализа | Наличие/ отсутствие элемен та | Описание элемента | Как проявился элемент на уроке (в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи, заданиях и других экспрессивных признаках) |
Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей | ||||
Способы деятельности | Организация самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы) | |||
Наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и командной | ||||
Создание ситуаций успеха | ||||
Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся |
Комментарии к заполнению таблицы: В таблице представлены основные компоненты и элементы анализа урока. Кроме того, по каждому элементу анализа приводится три критерия: наличие/отсутствие (требуется отметка «+» или «-»); описание элемента (качественная характеристика наблюдаемого); проявления элемента в конкретных экспрессивных признаках. От студента-практиканта требуется заполнить все графы таблицы, обращаясь к описанию соответствующих объектов анализа, приведенных выше по тексту.
Схема психологического анализа урока № 2
«Анализ особенностей педагогического общения на уроке»
В схеме представлены компоненты анализа урока и соответствующие им характеристики педагогического общения. При описании необходимо придерживаться предложенной структуры и приводить для обоснования выводов по каждому компоненту урока наблюдаемые экспрессивные признаки (указывать, в каких действиях, высказываниях, невербальных сопровождениях речи проявляются описываемые характеристики общения), в процессе анализа обратить особое внимание на то, как связаны поведение педагога на уроке и активность школьников.
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.
Урок вел студент-практикант (ФИО)
Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО)
1. Краткая общая характеристика урока: тип урока (урок-лекция, урок-семинар, традиционный урок, проблемный урок и т.д.), цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.
2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре - ученики как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы учителя.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование (анализ соотношения временных показателей речи учащихся и учителя в процентах и в соответствии с типом урока).
8. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
В результате психологического анализа процесса педагогического общения студент-практикант делает вывод о соответствии стиля педагогического общения уровню развития группы (класса), возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.