Тема 7.Психологические особенности подросткового возраста и юношества

Цель занятия: закрепить и расширить полученные на лекционном занятии представления о особенностях психологического развития подростков и юношей.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

План

1. Психологические особенности развития познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте.

2. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности подростка и юноши.

3. Психологические особенности общения в подростковом и юношеском возрасте.

4. Психологическая характеристика подросткового кризиса.

5. Общая характеристика кризиса юности.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса проанализировать особенности познавательных процессов и учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте (основные направления развития теоретического мышления: речевой интеллект, понятийный строй мышления, внутренний план действий; особенности волевой регуляции познавательных процессов; формирование индивидуального стиля умственной деятельности). Влияние самооценки личности на успеваемость в учебном процессе. Рассмотреть проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте. Возникновение самосознания как центрального новообразования подростка.

Когнитивные особенности личности в период юности (критерии когнитивной зрелости в период юности, особенности учебной деятельности в период юности). Особенности познавательной сферы подозреваемых, обвиняемых и осужденных в подростковый и юношеский период.

При подготовке второго вопроса охарактеризовать особенности эмоционально-мотивационной сферы подростка и юноши (развитие социальных эмоций в подростковом возрасте, характеристика мотивов общения, учебной деятельности, выбора профессии, асоциального поведения, гендерной специфики сексуальной мотивации).

Охарактеризовать особенности эмоционально-мотивационную сферу личности в период юности (любовь как фундаментальное чувство человека, влияние эмоционального опыта родительско-детских отношений на переживания человека в период юности, основные мотивационные детерминанты: реализация профессионального выбора, вступление в брак, рождение детей, материальная обеспеченность).

При подготовке третьего вопроса рассмотреть особенности общения в подростковом возрасте (общение подростка с родителями и с другими категориям взрослых людей (родственники, педагоги, соседи и др.), в кругу сверстников). Проанализировать психологические особенности дружбы и любви в подростковом возрасте, общение в неформальных группах, особенности неформальных групп в условиях уголовно-исполнительной системы.

Психологические особенности общения в период юности (главные проблемы коммуникативной активности личности в период юности: достижение идентичности (в противоположность изоляции), психологические особенности основных стилей общения). Особенности протекания конфликтов в период юности. Предотвращение формирования феномена «конфликтная личность».

При подготовке четвертого вопроса рассмотреть феноменология подросткового кризиса (кризисные негативные явления подросткового возраста). Охарактеризовать основные виды отклоняющегося от нормы поведения подростков. Обратить внимание на способы и приемы психологической коррекции девиантного и деликвентного поведения подростков в условиях уголовно-исполнительной системы.

При подготовке пятого вопроса охарактеризовать кризис юности и его основные проявления (соотношение Я-идеального с Я-реальным, как психологическая основа кризиса юности, личностная перестройка). Характеристика основных этапов становления субъектности в студенческом возрасте. Характеристика основных новообразований периода юности. Когнитивные особенности личности в период юности (критерии когнитивной зрелости в период юности, особенности учебной деятельности в период юности).

Темы рефератов

1. Подросток среди сверстников.

2. Профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте.

3. Проблемы психологической готовности современных юношей и девушек к самостоятельной жизни.

4. Любовь и дружба в подростковом возрасте.

5. Психосексуальное развитие в подростковом возрасте.

6. Психологическая природа кризиса юности.

7. Психологические особенности студенческого возраста.

8. Этапы формирования субъектности в процессе вузовской профессиональной подготовки.

9. Психологическая готовность и основные трудности построения семейных отношений в юношеском возрасте.

10. Психологические особенности профессионального самосознания в юношеском возрасте.

Цели проведения практического занятия: на практических примерах закрепить знания, полученные в ходе лекционного и семинарских занятий о психологических особенностях подростков.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления. Активно развиваются творческие способности подростка.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Задание:

1. Решение практических задач и ситуаций, результаты решения задач оформляются в виде практической работы.

2. Заслушивают доклады по теме занятия.

Цели проведения практического занятия: на практических примерах закрепить знания, полученные в ходе лекционного и семинарских занятий о психологических особенностях юношей.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

Задание:

1. Решение практических задач и ситуаций, результаты решения задач оформляются в виде практической работы.

2. Заслушивают доклады по теме занятия.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 23, 25, 35, 48, 49, 50].

Наши рекомендации