Тема 6. Психология младшего школьника

Цель занятия: закрепить представления о особенностях психологического развития младшего школьника.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Характеристика познавательных процессов младшего школьника

2. Особенности эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника

3. Особенности общения детей в младшем школьном возрасте

4. Психологические особенности учебной деятельности

Методические рекомендации

При подготовке первого вопросапроанализировать особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (этапы формирования мыслительных действий по П.Я. Гальперину, условия и приемы развития и совершенствования речи младших школьников).

При подготовке второго вопроса охарактеризовать эмоционально-мотивационную сферу младшего школьника (структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника, закрепление у детей мотива достижения успехов или мотива избегания неудач). Рассмотреть особенности выражения эмоций в младшем школьном возрасте, их профилактику и коррекцию, развитие высших чувств у младшего школьника.

При подготовке третьего вопроса обратить внимание на психологические особенности общения в период младшего школьного возраста, изменение системы взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, развитие навыков коллективной деятельности. Рассмотреть влияние авторитета педагога на развитие нравственных качеств ребенка в период младшего школьного возраста.

При подготовке четвертого вопроса рассмотреть особенности учебной деятельности (соотношение игры и учения, важнейшие психические новообразования, возникающие в условиях учебной деятельности, формирование новой внутренней позиции у ребенка в связи с поступлением в школу). Дифференцированное обучение детей с различным уровнем подготовленности и уровнем способностей.

Темы рефератов

1. Изменение ведущего вида деятельности как центральная ситуация психологического развития в младшем школьном возрасте

2. Специфика формирования основных компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте

3. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу и специфика формирования навыков совместной деятельности

4. Психологические особенности коррекции школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте

5. Характеристика основных эмоциональных нарушений младшего школьника

6. Психологическое сопровождение и консультирование семьи с целью профилактики девиантного поведения младших школьников.

Цели проведения практического занятия: закрепить знания, полученные в ходе лекционного и семинарских занятий о психологических особенностях младшего школьного возраста.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень: произвольный характер протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное, возрастает умение ребенка владеть своими чувствами, активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию, появляется способность к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

Мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы.

Общение носит в основном гомосоциальный характер, возникает просоциальное поведения, мотивированное моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками. Ориентация детей в своем поведении на взрослых во 2-4-м классе заменяется ориентацией на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон.

Развитие Я-концепции характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. При поступлении ребенка в школу формируется Я-об-раз ученика. Значительное место в Я-концепции растущего ребенка занимает образ тела и его внешность.

В ходе практических занятий обучающиеся разбирают кроссворд, составленный по теме: «Психология младшего школьника», готовят доклады по теме занятия.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 26, 31, 41, 48, 49, 50].

Наши рекомендации