Вопрос 26.Социально-психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста.

Центральное новообразование этого возраста - "чувство взрослости"- отношение к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы. Связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.

Виды взрослости:

- Подражание внешним признакам (курение, одежда, поведение). Самые легкие, но и самые опасные.

- Равнение подростков мальчиков на качества настоящего мужчины.

- Социальная взрослость (возникает в условиях равноправного сотрудничества со взрослыми в разл.видах деят-ти).

- Интеллектуальная (стремление что-то знать и уметь по-настоящему, стимулирует познавательные интересы).

Для подр. возрастахарактерны: эмоциональная неустойчивость - легкая возбудимость, резкая смена настроений. В определенных ситуациях могут скрывать свои чувства, в других - показывают очень сильные эмоции. Попытки сбежать из дома, попытки самоубийства, низкая самооценка, мнительность, застенчивость.

Психологические особенностирассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение м/у ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее - формируются личностные смыслы жизни. В психическом развитии определяющим является не только характер ведущей деятельности подростка, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте.Еще школьник, учебная деят-ть сохраняет актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие- настойчивое стремление к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Деят-ть общения, сознательное экспериментирование с отношениями с др.людьми (поиск друзей, выяснение отношений, конфликты, примирения, смена компаний) выделяются в самостоятельную область жизни. Главная потребность- найти свое место в обществе, быть значимым -реализуется в сообществе сверстников. Поэтому общение - важнейшее условие личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, повышенной тревожности, неуверенности, неадекватной, неустойчивой самооценке, сложностям в личностном развитии, мешают ориентации в жизненных ситуациях. Отсутствие благоприятного общения в семье усугубляет эту ситуацию. Общение субъективно воспринимается как нечто личностно очень важное. Возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы психологически или буквально. Мотивы общения со сверстниками: 10-11 лет - желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; 12-13 лет - занять определенное место в коллективе сверстников; 14-15 лет- стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Главным познавательным процессом является мышление. Мыслительные операции - формально-логические, подросток способен оперировать абстрактными понятиями, рассуждать. Может строить гипотезы, представлять различные варианты решения одних и тех же проблем. Начинают рассуждать о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах, будущем, начинается формироваться мировоззрение. Память: в процессе развития интеллекта механический способ запоминания заменяется логическим. Воображение: чем выше уровень развития интеллекта, тем богаче воображение, тем подросток чаще обращается к творчеству (пишет стихи, рисует).

Кризис подр. возраста.Это кризис соц-го развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только это "Я сам" в соц-ом смысле, "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.

Физиологические основы кризиса:. Благодаря огромному количеству гормонов роста и половых, возникает:

-Резкое увеличение роста и веса. У мальчиков с 13 до 15(17) лет, у дев.-на 2г. раньше. Изменяются пропорции тела.

-Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек – менструация, формируется грудь.Появление полового влечения.

-Бурное протекание и смена эмоций.

Психологические основы кризиса: Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости».Основные проявления. Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству.

2. «Кризис зависимости».Основные проявления: Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все»

Одна из первостепенных психологических задач кризиса- обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» - наиболее продуктивен, т.к. дает возможность принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.


Наши рекомендации