Психологические особенности подросткового возраста

Сложности подросткового возраста были раньше и остаются сейчас серьезной педагогической проблемой. Ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах.

Второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психологическом состояниях подростка, в характере его реакций на внешние воздействия и так далее.

Третья причина сложности подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания.

Четвертая объективная основа сложности подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье.

Пятой объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись из-за недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.

Акцентуации характера подростков.

Хотелось бы отметить, что в литературе все авторы признают акцентуацию характера как один из наиболее влиятельных личностных факторов формирования отклоняющегося поведения. Расхождения заключаются лишь в процентном доминировании того или иного типа акцентуации [23].

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), пониженное самоуважение, ригидность, несформированность представлений о себе, о своём положении в окружающем мире.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантному поведению. На первых этапах, так как, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения подросток может даже гордиться собой. Кроме того, принадлежность к преступной или антисоциальной группировке дает новые критерии и способы самоутверждения, позволяющие видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных качеств, в которых подросток ранее оказался несостоятельным, а за счет социально отрицательных черт характера и поступков, приемлемых в данной группе [23, с.48].

В подростковом возрасте «вырываются» наружу различные негативные черты характера, темперамента: эмоциональная неустойчивость, агрессивность, конфликтность, неуравновешенность и так далее [14, с.50].

Специфически подростковые поведенческие реакции.

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса".

Различные авторы раскрывали суть этого комплекса по-разному. Э .Эриксон говорил о "кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового периода; Г. Ниссен - "кризис авторитета" и "сексуальный кризис". С точки зрения А.Е. Личко суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения и реакции, обусловленные формирующимися сексуальным влечением [23, с.87].

Рассмотрев различные определения, виды девиантного поведения, причины сложности подросткового возраста, мы можем сделать выводы, что оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

Нами была рассмотрена проблема формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте, дан обзор основных форм проявления девиации, а также дан обзор личностным особенностям несовершеннолетних преступников.

Наши рекомендации