Тема: Психологические особенности подросткового возраста

Цель: выделение особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии.

Вопросы для обсуждения:

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста.

Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах ЛС.Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин).

Тематика докладов

Теории подросткового возраста: Теории подросткового возраста (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.

4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.

5. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.

Методические указания:

Целесообразно при обсуждении вопросов задействовать воспоминания студентов о собственном личном опыте взросления, имея в виду, что для них свойственно расширительно истолковывать этот опыт. Обмен мнениями позволит сформировать научное представление о закономерностях этого этапа развития.

Методические указания студентам:

При подготовке к семинару не стоит ограничиваться только учебником. Более полную картину психического развития в подростковом возрасте можно получить, сравнивая разные позиции исследователей, для чего нужно обратиться к дополнительной литературе.

На основе материалов темы необходимо раскрыть историчность подросткового (переходного, пубертатного) периода, связать его с неравномерностью развития человека.

На основе материалов темы необходимо выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте и их влияние на личностную сферу подростка, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития. Обратить внимание на роль абстрактного мышления в подростковом возрасте. Раскрыть основные новообразования познавательной сферы.

Семинарское занятие 4

Тема: Отклоняющееся поведение подростков.

Цель: получение представления о типах отклоняющегося поведения, причинах, их обусловливающих, принципах работы с «трудными» детьми.

Вопросы для обсуждения

Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.

Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).

Психологические причины отклонений в поведении.

Работа с «трудными» детьми.

Тематика докладов

Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.

Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.

Литература:

1. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1986.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.

4. Кле М. Психология подростка.- М., 1991.

5. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- N4.- 1996.

6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал.- т.17.- N3.- 1996.

7. Меньшикова Е.С.Жестокое обращение с детьми и его отдаленные последствия// Психологический журнал.- N6.- т.13.- 1993.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996.

9. Фарапонова Э.А., Гульба О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением// Психологический журнал.- N6.- 1993.

Методические указания:

Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут наверняка привести к успеху. В обсуждении вопросов при помощи метода «анализ конкретных ситуаций» сформировать представление о том, что подросток вообще и «трудный» в частности для педагога задает проблемное пространство, каждое педагогическое взаимодействие представляет собой творческую задачу с разными вариантами решений и не гарантированными результатами.

Методические указания студентам:

Дать оценку роли ведущей деятельности и связать ее с изменением круга значимых других, падением престижа учебной деятельности, важностью социального статуса в среде сверстников для развития личности подростка. Обратить внимание на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Подготовить для анализа проблемные ситуации взаимодействия с подростками родителей и педагогов.

Семинарское занятие 5

Наши рекомендации