Методы диагностики готовности ребенка к школе.

Подготовка ребенка к школе, школьному обучению является одной из важнейших проблем детской психологии. Поступление ребенка в школу чаще всего является для него серьезным испытанием.

Индивидуальное комплексное психологическое обследование ребенка, осуществляемое в рамках возрастно-психологического консультирования, строится с учетом психологической структуры готовности к школьному обучению (школьной зрелости), в которой выделяют:

- психомоторную методика «Домик»; - методика «Графический диктант»; - методика «Срисовывание узора»; - методика Н. В. Нечаевой «Чтение схем слов»; - интеллектуальную методика «Да и нет»; - методика «Вежливость»; - методика «Найди звук»; - методика «Езда по дорожке»; - методика «Графический диктант»; - заучивание 10 слов; - рисовальный тест Куглера; - методика «Словесные субтесты»;

- методика «Четвертый лишний»; - методика «Последовательные картинки»; - тест школьной зрелости Керна - Йирасика; - прогрессивные матрицы Равена.;

- эмоционально-личностную: - метод беседы; - метод наблюдения; - методика «Пиктограммы»; - цветовой тест Люшера; - проективные рисуночные тесты.;

- социально-коммуникативную готовность: - метод беседы; - методика «Два дома»; - методика «Подарок»..

Следует отметить, что для оценки состояния школьной зрелости используются многообразные методы:

- тестовые батареи, предназначенные для диагностики интеллектуального развития (тест Д. Векслера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра);

- тесты и диагностические комплексы, определяющие общую готовность к школьному обучению (методика определения готовности к школе Л. Я. Ясюковой);

- методики, направленные на определение уровня сформированное отдельных психических функций как предпосылок успешной учебной деятельности.

Диагностика межличностных отношений с помощью опросника Лири.

Методика создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчиненue, дружелюбность-недружелюбность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т Лири выработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.

Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они сортируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

Тест Рене Жиля.

Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Наши рекомендации