Готовность 6-ти летнего ребенка к обучению в школе. Методы диагностики.

Одним из многочисленных направлений деятельности практического психолога является отбор детей в школу, и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинства таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. Помимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

1. "Вырежи фигуры". Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению(Н.И. Гуткина): Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, "Домик", "Да и нет", "Сапожки", "Последовательность событий", "Звуковые прятки". Учитывая и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе разработана эта диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

3. "Запомни и расставь точки". С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

4. "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия). Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

5. Изучение стартового уровня первоклассников (Н.Нечаева, С.Яковлева) . Предлагаемый комплект методик фронтального изучения детей является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. «Рисование бус» (позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю), «Продолжи узор» (позволяет установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению), «Раскрашивание фигур» (выявление умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию), «Заселение дома» (позволяет выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого), «Разметка» (диагностирует особенности зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности), «Диктант» (помогает диагностировать уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки), «Чтение схем слов» (позволяет выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым), «Упорядочивание» (помогает выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать), «Математический диктант» (выявляет представления о геометрических фигурах и счете), «Развитие устной речи» (позволяет установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность).

6. "Кому чего недостает?". Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

7. "Лесенка" (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

8. Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс (Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе, Имитация написанного текста, Мышление и речь, Умозаключения) Четыре методики, данной программы, направленны на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.

9. "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.

10. "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школ.

11. Построение "заборчика". Исследование уровня развития мыслительных процессов. Понимание цели задания. Целенаправленность деятельности. Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы. Внимание. Темп деятельности, ловкость и координированность движений рук. Интерес.

12. "Пройди через лабиринт". Методика предназначается для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста.

13. Тест Керна - Иерасека. Тест содержит 3 задания: рисование фигуры человека, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

14. "Учебная деятельность". Методика Л.И. Цеханской на определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого.

15. "Цветик-семицветик". Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.

16. "Человек под дождем". Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

17. "Что здесь лишнее?". Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

18. "Эталоны" (О.М. Дьяченко). Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

7. Педсовет на тему: «Современные образовательные программы для детского сада».

Педсовет в форме деловой игры «Знатоки ФГОС дошкольного образования»

Задачи:

-Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

-Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

-Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

-Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

План:

1. Деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»

2. Сказка «ФГОС ДО»

3. Подведение итогов педсовета

4. Решение педсовета

Ход педсовета

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады вас приветствовать сегодня от души,

Педагоги все приветливы, собою хороши

Сегодня педсовет у нас,

С чем вас и поздравляем!

Удачи и творчества в деловой игре сегодня вам желаем

А узнать, чему она посвящена, нам поможет черный ящик. Ящик в студию! (звучит музыка вносится «Черный ящик»)

Ведущий читает загадку: В ящике находится то, от чего болит голова, что должно повлиять на всех нас. То, что не дает спать, то, о чём все много говорят, но не знают, что с этим делать? Педагоги отгадывают (ФГОС)

Ведущий достает из ящика приказ от 17.10.2013 №1155

- Да, действительно это Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, сегодня наша встреча будет посвящена этой теме.

-Вот такой у нас вопрос: Что такое ФГОС?

Может это паровоз?Нет

Может это дед Мороз?Нет

Кто ответит без запинки

И желательно в картинках (стихах?

1 педагог читает:

ФГОСы нового поколенияГордиенко Елена Борисовна

Нам много говорили о ФГОСах

Но что такое? С чем его едят?

Не знал никто.

Известно было только, что ФГОСы

Нужны для наших маленьких ребят.

Пришел сентябрь, программы нам спустили

Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.

ФГОСы есть, программ ещё не утвердили

Но как преподавать, увы, не научили нас даже.

Помучившись, немного поразмыслив

Мы дружно все на курсы подались

Надеясь хоть немного научиться

Вести занятия по ФГОСу, - современным быть.

Но что такое значит современным?

А это означает, что теперь

Нам надо мыслить креативно

Поставить знак «Равно» учитель (воспитатель) – ученик

Учить нам надо так, чтоб было видно:

Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!

Не должен ученик теперь стесняться

Любую мысль свою преподносить.

И нам порой не стоит удивляться

Когда мы в спор вступаем с ним,

Уметь он должен доказать иное

Коль не согласен он с тобой.

Уметь учитывать и мнение другое

Ведь с обществом считаться должен он.

В конечном счете, получить должны мы

Людей, способных сразу ко всему:

Петь, танцевать, решать свои проблемы

Не обращаясь даже ни к кому.

Уметь он должен слушать всех и слышать

Надеясь только на себя

А чтобы это получилось

ФГОС вступает пусть в свои права!

2 педагог читает:

До этого счастливого момента

Работу начинали с компонента.

Шло время, и задуматься пришлось;

Теперь мы изучаем ФГОС.

Когда-то с каждой форумской трибуны

Звучало только - ЗУНы, ЗУНы, ЗУНы.

Сейчас же, в век прогресса и 5D,

Мы с гордостью твердим об УУД!

Ведущий: Сегодня, обращаясь к стандарту можно смело заметить, педагог ДОУ является учителем, а воспитанники детского сада – учениками, поскольку согласно Стандарта на выходе ребёнка в школу он должен обладать предпосылками УУД (универсальные учебные действия) .

Сегодня вся дошкольная система замерла в ожидании тех перемен, которые принесет ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность в аспекте введения ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Деловая игра «Знатоки ФГОС» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в этом направлении.

Ведущий:

- Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Наше общение будет проходить в игровой форме. Для этого нам необходимо разделиться на две команды: «Искорка» и «Озарение»

I тур игры.

Ведущий:

- Каждой из команд я задам по одному вопросу, хоровые ответы не принимаются:

1. к Расшифруйте аббревиатуру ФГОС.

Ведущий: на следующем этапе игры проведем «блиц-турнир».

Девиз: «Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: Что? Когда? отвечаем! »

Каждая команда выбирает из игрового поля себе вопрос, касающийся темы педсовета на любое количество очков:

Нормативно-правовая база;

ООПДО;

ФГОС ДО

Вы тем самым зарабатываете себе в «копилку» команды максимальное количество очков.

Нормативно-правовая база:

10 очков: Когда был утвержден Приказ Минобрнауки России об «Утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»? Ответ: № 1155 от 17.10.2013

20 очков: Когда был утвержден Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»? Ответ: № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

30 очков: Назовите основные нормативно – правовые документы муниципального уровня? Ответ: Устав, Программы (ООП ДО, Программа развития) Локальные акты (положения, распоряжения, приказы, договора и др.)

40 очков: Документ, в котором описывается план мероприятий введения ФГОС ДО Ответ: Дорожная карта

50 очков: Назовите основные нормативно – правовые документы федерального уровня, касающиеся образования?

Ответ:

- Конституция РФ

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26) ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

ООП ДО

10 очков: Назовите основные разделы, из которых состоит ООП ДО?

Ответ:

1. Целевой раздел.

2. Содержательный раздел.

3. Организационный раздел.

Дополнительный раздел «Краткая презентация»

20 очков: Назовите основные направления развития детей (образовательные области) согласно ФГОС ДО?

Ответ:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие

30очков: В ООП ДО результаты освоения Программы представлены в виде…. , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования?

Ответ: Целевые ориентиры дошкольного образования

40 очков: Из чего состоит «Организационный раздел» ООП ДО?

Ответ:

- Кадровое обеспечение

- Материально – техническое обеспечение

- Учебно – методическое обеспечение

- Режим дня

- Традиционные физкультурные и музыкальные праздники

- Развивающая предметно – пространственная среда учреждения

50 очков: Назовите основные принципы дошкольного образования на которых стоится ООП ДО (вставить пропущенные слова)

Ответ:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество учреждения с семьей.

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

10 Принцип развивающего образования

11. Учет интеграции образовательных областей

12. Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

ФГОС ДО

10 очков: Стандарт включает в себя требования к:?

Ответ:

- структуре Программы и ее объему;

- условиям реализации Программы;

- результатам освоения Программы

20 очков: Стандарт является основой для… .? (вставьте пропущенное слово)

Ответ:

1. Расчётов нормативов финансирования.

2. Разработки примерных основных образовательных программ ДО.

3. Разработки Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

4. Разработки вариативных основных образовательных программ ДО.

5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также для проведения их аттестации.

6. Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей

30 очков: Назовите требования к условиям реализации Программы?

Ответ:

требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

40очков: Почему был принят ФГОС ДО? (вставить пропущенное слово»

Ответ:

- Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общем образованием (ст. 10, ч. 4) .

- Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

- «Закон об образовании Российской Федерации». № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г

50 очков: Назовите цели ФГОС ДО? (вставить пропущенные слова)

Ответ: 1) Повышение социального статуса дошкольного образования;

2) Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

8. Родительское собрание для младших дошкольников на тему: «Я сам!»

Родительское собрание во второй младшей группе «Вот они какие, наши дети!» во 2 младшей группе.

Тема: «Вот они какие наши дети! »

Цели родительского собрания:

1. Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе;

2. Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания детей;

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.

Повестка:

1. Организационные моменты;

2. Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет

3. Выбрать родительский комитет на 2015 – 2016 год

4. Разное.

Приветствие.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим с Вами о возрастных особенностях детей 3-4 лет, программе, по которой мы работаем и решим некоторые организационные вопросы.

Хочу обратить Ваше внимание на то, какие мы все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.

Нас, например, сегодня объединяет то, что мы с вами сегодня собрались поговорить о наших детках.

Нашу встречу хочется начать с вопроса изменений в развитии самостоятельности наших деток.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое в жизни человека.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно, активно подражая взрослым. А нам, взрослым, очень важно поддержать их в этом.

Часто нам в ответ на предложение помощи приходится слышать “Я сам! ”

О. Зарецкой «Про самостоятельность »

Алёшенька гулять собрался,

Пытается надеть башмак

Как он пыхтел, как он старался

Не получается никак!

Дай помогу тебе малышка!

«Я фам.! »- и машет мне рукой

Ну что за умница мальчишка

Фамостоятельный такой!

Многие родители запрещают своим детям полноценно прожить детство. Они не понимают и не ценят детскую непосредственность, дурашливость, способность радоваться жизни каждый миг, быть самостоятельными. Им очень хочется привить детям уже в 3 года, а то и раньше, сдержанность в выражении чувств, правильные манеры и т. д.

Дети сопротивляются, ведь в этом возрасте ребёнок осознаёт себя как самостоятельного человека, со своими желаниями и особенностями. Старается выполнить и выполняет без помощи взрослого многие действия, осваивает навыки самообслуживания.

Взрослые причиняют ребенку большой вред, лишая его самостоятельности, он перестает верить в свои силы, надеясь на других, растет пассивным и ленивым .

Психологи утверждают: к трём годам жизни у ребёнка появляется устойчивое желание самоутвердиться и подавлять это стремление ни в коем случае нельзя – это приведет к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого отсюда и проблемы с поведением.

Негативизм или непослушание - это стремление делать всё наоборот.

Упрямство - ребёнок будет настаивать на своём только потому, что он этого потребовал.

Строптивость или своеволие - ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых .

Бунт против окружающих - постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно .

Вот так подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Это стихотворение замечательно описывает чувства ребенка, помогает взрослому увидеть себя со стороны его глазами. Возможно, это шутливое стихотворение научит родителей не только воспитывать детей, но и понимать их и даже иногда вместе с ними подурачиться.

Когда я взрослым стану…

Автор неизвестен.

Когда я взрослым стану Я все позволю сыну.

Руками есть сметану

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать…

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать.

Кричать, по лужам бегать,

Спилить у стула ножки.

Не спать и не обедать.

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружинку,

Пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Что же они научились и умеют выполнять самостоятельно в своем возрасте?

(обсуждение с родителями)

• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

• Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

• Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, ребенок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, условия для проявления самостоятельности, он нуждается в корректировке своих действий и обязательно его нужно хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Еще хочу добавить слова А. С. Макаренко:

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Антон Семенович Макаренко

Наша встреча подошла к концу, спасибо за работу.

3. Решением собрания в родительский комитет выбраны:

председатель родительского комитета:

4. Разное:

Решение собрания:

1. Продолжать работу с детьми в выбранном направлении по образовательным задачам и способствовать полноценному развитию детей.

2___

Разное:

С решением собрания согласны:

Не согласны:

(причины указать на отдельном листке

Наши рекомендации