Роберт Львович Кричевский (1936-2005) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области социальной психологии.

Дубовская Екатерина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент. Окончила факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова в 1978 г. Работает на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ с 1978 г...

Близостьрасположениявлияетнаусилениекоммуникации, ростааттракцииидружескихотношений. По-видимому, в данном случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь не в случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить тяготение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистанцироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этого происходит в группах с сильным директивным руководителем, жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследствие чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям.

Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели с соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации.
Выбор членами группы того или иного местоположения в групповом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. К примеру, позицияна пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы, следовательно, возможность повысить свой статус, стать лидером.

Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются только пространственным расположением членов группы в обычном помещении.

Исследования в этом направлении ориентированы также на изучение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных условиях — в изоляции при ограниченности перемещения, высокихнагрузках, в том числе стрессовых.

Ориентация исследователей на столь специфическую среду скорее всего связана с особой сложностью и важностью задач, решаемых группами, скажем, командой альпинистов или подводной лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обстановка нередко способствует более яркому выражению тех или групповых явлений. Поэтому значение данных исследований выходит за рамки решения только практических задач.

Обобщая результаты исследований, можно с уверенностьюутверждать, что причины многих проблем, с которыми сталкиваются группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с осложнениями в процессе коммуникации. В частности, исследователями отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы конфликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке собственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присо­единение новых людей, оценивая это как вторжение в сформиро­вавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.

В любой малой группе существует также превалирующая «эмо­циональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласую­щиеся с превалирующим настроением, в значительной степени об­легчаются.
Итак, средовые факторы оказываются важным элементом ана­лиза, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуника­тивных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.

10.3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тре­нинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп.

Семья как коммуникативная система.Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интим­ности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми,сиблингами (братьями и сестрами); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимодействие семьи как группы с другими группами.
Семья при системном подходе рассматривается как аккумулированный результат поведения всех ее членов. Это означает, чтосуществуют такие характеристики системы, которые превышаюткачества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида внутри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все поведение является коммуникацией и, следовательно, влияет на поведение других или находится под их влиянием.
Любую семейную систему можно описать следующими параметрами.
Семейные правила.
В основе поведения в семье лежат определенные устойчивые образцы. Большинство из них не осознаются членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реальным поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-либо, принимают совместные решения и т.д. Правила бывают культурно заданными, и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи.
Семейные последовательности.Последовательность правил может иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение одного члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение второго.на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным пунктом выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположение, что поведение матери можно объяснить прежде всего ее взаимоотношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сыном компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказывалась беспомощной, то проявлял большую активность. Таким разом, «беспомощность матери» оказалась психологическим способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183).

Семейные мифы.Семейные правила составляют основу мифов. Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуализируется, когда посторонний человек входит в семью, когда происходят какие-то значимые перемены либо семья переживает ситуацию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной.

Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представлении о том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и т.п. Миф может формироваться в течение нескольких поколений. Знание семейной мифологии часто позволяет понять на первый взгляд немотивированные поступки членов семейной системы. Семейный
миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повышается его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство.
Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с от­делением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышед­шим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается соста­вить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть при­лично».

Семейная история.Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например опреде­ленные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родите­лями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной исто­рии позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особен­ности.
Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дис­функциональным.

Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как па­циент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, осо­бенно в том, что касается их психического, социального и даже фи­зического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нару­шения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонни­ки коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «гомеостатические механизмы», действие которых направлено на воз­вращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181).
Пауль Вацлавик (нем. PaulWatzlawick; 25 июля 1921, Филлах — 31 марта 2007, Пало-Альто) — австрийский и американский психотерапевт и психолог. Применил системный подход в теории межличностных коммуникаций.

Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действи­тельности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно устойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную спо­собность сохранятьstatusquo, используя преимущественно отрицательную обратную связь. Вводимая в семейную систему информация (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и определенным образом изменяется системой. Отсюда необходимо рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи.

Технология принятия группового решения. Сразу следует оговориться, что групповое решение не является универсальным способом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие решений может оказаться неприемлемым в случае, когда требуется найти быстрое решение. На выработку решения группой требуется больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, так как групповой подход предполагает взаимные контакты и по возможности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.
Влияние типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в естественных группах. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно-индивидуальной модели (каждый член группы отдельно от других выполняет свою часть общей задачи) к совместно- взаимодействующей модели (каждый член группы выполняет свою часть задачи во взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.С. 213).
Основным потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позволят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация группы на принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момент времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуальные цели.
Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные исследования показывают следующее: чтобы члены группы предлагали и оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определенные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства, препятствование преждевременной оценке идей); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.
Способность лидера группы оказывать влияние на коммуника­тивные связи в группе не сводится исключительно к инициирова­нию активности членов группы. Определенную роль играет, напри­мер, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьша­ется, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фрак­ции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличени­ем численности группы, особенно если членов группы четное число.
Лев Ильич Ума́нский (1921—1983) — советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук (1969), профессор (1969).

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие ре­шений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основ­ное внимание сосредоточить на максимальной объективности ин­формации.
Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они дума­ют о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющие­ся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мне­ния людей как членов данной группы.

Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнсторминг»1[1], имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои спо­собности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.
Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предло­женные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их выбраковки, объединения нескольких в одно, выработки «третьих» путей.

Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное решение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, когдарешение проблем находится в процессе группового обсуждения, естественно, стремящегося к усредненной точке зрения и исключению крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантов решения. Данная тенденция получила название группового мышленияили эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия она обусловливает существенное снижение качества конечного результата обсуждения. Симптомами группового мышления могут выступать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этических норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости группы, давление на противников, ставка исключительно на единодушие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное решение, не всегда является обязательным условием эффективного группового решения. Более разумным представляется требование ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исходных данных, что позволяет достичь общего уровня понимания проблемы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с решением большинства члены группы получат основания в дальнейшем поддержать принятое решение. Это обстоятельство особенно важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответственности, поскольку групповые решения действительно ослабляют чувство личной ответственности, особенно в ситуации, когда человек может сказать: « Почему я должен это делать? Ведь я был против!»
Как показывает практика, наиболее эффективным профилактическим средством борьбы с групповым мышлением может стать внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности которого входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.
Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вовлечение в группу новых членов, приглашение «зрителей», принятие окончательного решения только после того, как участники группы получили достаточное время для его анализа.
Еще одним феноменом, возникающим в процессе группового суждения, выступает так называемая групповая поляризация -доведение изначальных установок членов группы до неких экстремальных форм(особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято считать, что установки членов группы могут поляризоваться в любомнаправлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд исследователей придерживается мнения о существовании тенденции к преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.
Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах.Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и те­рапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разно­видности естественных групп. Скорее они символизируют создан­ную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Такие группы возглавляет специально назначенный руководи­тель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: экспер­та (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависи­мости от формы работы с группой может занимать позицию как ак­тивного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важней­шая функция руководителя состоит в организации коммуникацион­ного пространства группы.

Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения про­блем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.
Преимущества групповой формы работы определяются прежде всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой —группа в известной степени выступает миниатюрной модельобщества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем мире.

Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимодействия, широко применяемый для исследования групп в лабораторных условиях и для изучения реальных психотерапевтических игр. Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в психокоррекционных группах выявили два типа функций поведения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки.

Функции решения задачпредставлены процессами, служащимисредством достижения определенных целей. На такое достижение они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведения включают, например, внесение и принятие предложений, мнений или сведений.
Функции оказания поддержкисвязаны с эмоциональным и ее социальным климатом в группе. Они способствуют возникновению чувства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповых целей.

Поведение членов группы, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезмерной зависимости представляет собой негативную форму поведения. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать совета у руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет общение. В ходе групповой работы функции решения задач и оказания поддержки постоянно переплетаются. Достижение цели может повлиять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти или желание командовать способны затормозить решение даже самой простой задачи.

Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда группа трудится над достижением цели, кто-либо в ней может взять насебя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряженность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может напомнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены группы, играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в достижении конечной цели.
В типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гармоничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. В большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с вы­полнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы.

Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к про­блемам и целям группы. Предлагает спосо­бы преодоления трудностей и решения задач Вдохновитель Поддерживает начинания других, выка­зывает понимание чужих идеи и мне­ний
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложе­ния, выдвинутые другими членами группы Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают раз­ногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пыта­ется координировать деятельность других членов группы Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддержива­ет в группе гармонию
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и вы­являет отклонения от намеченного курса   Диспетчер Создает возможности для общения, по­буждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы обще­ния
Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе про­цессов Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с суще­ствующими стандартами выполнения по­ставленной задачи
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее чле­нов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений  

Источник: Рудестам К.Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29.
РудестамКьел Эрик (RudestamKjellErik) - известный американский психолог.

Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официально принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Например, члены группы, созданной для решения какой-либо проблемы внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом деле могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают решать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту, до какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отношениях с ними руководствоваться их личными качествами или их статусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В группе, ориентированной на решение конкретной задачи, вся работа может быть дезорганизована нарушителями установленных норм.

Нормы поведения должны соответствовать целям группы, соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неудобствоу тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но вдальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным.

Возможность установить облегчающие коммуникацию нормы общения часто бывает ограничена личными нуждами и заботами. Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов группы, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут прийти в противоречие с целями группы. Большинство членов группы заботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом группы может повлиять на готовность индивида к интеллектуальному или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при их успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего развития эффективных коммуникационных норм.
В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие подгруппы способствуют достижению целей группы, они могут оказаться полезными. Например, два психологически зажатых участника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрения, а поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вынуждающего их делать то, к чему они еще не готовы.

Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые
ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при
этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, устраивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищенности и превосходства. При повышенной потребности в близости,зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль
во всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруппы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники
склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич­ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности всей группы тем самым наносится урон.
Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установ­ленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обсто­ятельств, например от группового статуса участника. Члены груп­пы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблю­дения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не до­стигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной свя­зи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действо­вать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы под­держивать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.
Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявля­ется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участ­ники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплочен­ных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участ­ников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы высту­пает возможное снижение общего уровня критичности, наивный оптимизм в принятии решений, а также явление, получившее на­звание «огруппление мышления». Эта тенденция может оказыватьнеблагоприятное воздействие на процесс коллективного решения проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться во мнениях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не считаясь с возможностью ошибки.
Большей привлекательности психокоррекционной группы будет способствовать комплекс подготовительных мероприятий, в частности позитивное описание ожидаемых результатов от приобретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, ориентированное на знакомство с особенностями группового поведения. Поэтому желательно с самого начала установить нормы и стандарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непростоизменить.

Выводы
/. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией междучленами группы выполняет комплекс функций, направленных на поддержание самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих группы между собой и внешней средой, и концентрации у них иного объема групповой информации.
3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группеявляются ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового общения.

4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частотаили степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности выступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного диссонанса.
5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.

6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование квидов малых групп посредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах.
2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?

3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.

4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.

5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.

6. Раскройте основные механизмы влияния группы.

7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации?

8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации?

9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?

10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса?

11. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?
12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.
13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?
Ответить на вопросы и выполнить задания 10.1. практикум

Вопросы Ответы
1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах.
2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?
3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.
4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.
5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.
6. Раскройте основные механизмы влияния группы.
7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации?
8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации?
9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?
10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса?
11. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?
12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.
13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?

ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001.

Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000.

Десев Л. Психология малых групп. М., 1979.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.,1997.

Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М., 2001.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,
1994.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996.

НъюстромДж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.

Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

Эйдемимер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

[1]Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» ру­ководствуются с

Наши рекомендации