Н. М. ЛЕБЕДЕВА, доктор психологических наук, заведующая сектором кросскультурной психологии Института этнологии и антропологии РАН, Москва

Т. А. НЕСТИК, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва

В. А. СОСНИН, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва

Л. М. СОСНИН, кандидат психологических наук, научный сотрудник, заведующая Научным архивом Института психологии РАН, Москва

В декабре 2006 г. исполнилось бы 70 лет видному отечественному ученому, доктору психологических наук, профессору Петру Николаевичу Шихиреву. Российской и мировой научной общественности П. Н. Шихирев известен как методолог, теоретик социальной психологии, ученый-исследователь и психолог-практик, принимавший активное участие в становлении отечественной социальной психологии. Сфера его профессиональных интересов была исключительно обширна. Более чем за 30 лет служения науке ученый внес огромный вклад в теорию и методологию социальной психологии, а также в развитие ее направлений - истории социальной психологии, психологии межгрупповых отношений, этнической, экономической, организационной психологии, психологии ведения переговоров и разрешения конфликтов, психологии отклоняющегося поведения, социальной психологии и этики бизнеса.

При знакомстве с Шихиревым поражали его поистине энциклопедические знания. Причем не только в психологии, но и философии, истории,

Стр. 105

филологии, литературы, искусства и других областях культуры. Он знал и помнил авторов основных работ по обсуждаемой в данный момент проблеме, суть их идей и всю информацию, которая могла оказаться полезной. Он щедро и бескорыстно делился этими знаниями с окружающими, "подпитывая" ими своих аспирантов и студентов, ведя научную дискуссию или обосновывая какую-то новую идею. Это было всегда ярко, живо, оптимистично и остроумно.

Искрометность его ума и чувство юмора в сочетании с глубиной и широтой рассмотрения теоретических положений и эмпирических фактов создавали атмосферу свободного творческого поиска, "мозгового штурма" и доверительного общения маститого ученого и его собеседника, независимо от возраста, социального статуса и научных заслуг последнего.

Профессиональная "стратегия" Шихирева - всегда быть на острие новых начинаний в развитии психологической науки, там, где закладывался фундамент новых направлений, ставились и решались наиболее перспективные и сложные задачи. Как ученого и человека его отличали исключительная творческая работоспособность, пытливый ум, новаторский дух и преданность науке, которой он посвятил всю свою сознательную жизнь.

П. Н. Шихирев родился 14 декабря 1936 г. в городе Ломоносове Ленинградской области в семье педагогов. Его отец, Николай Петрович, был лингвистом, преподавателем английского и немецкого языков, в годы Великой отечественной войны служил военным переводчиком. Мать, Антонина Петровна, инженер-механик по образованию, работала преподавателем черчения в техникуме. В их семье было семеро детей. Необходимо отметить особые семейные традиции, на которых воспитывался будущий ученый, и то большое влияние, которое оказали на формирование его личности родители, высоко образованные культурные люди и патриоты своей Родины. Вспоминая о них, Петр Николаевич говорил, что всеми достойными делами, которые ему удалось совершить, он обязан родителям, этим удивительно сильным, мудрым и чистым сердцем людям.

По рассказам самого Шихирева, нравственным законом их семьи являлось безукоризненное уважение и почитание предков, знание родословной как по отцовской, так и по материнской линии. Он с гордостью вспоминал, что его дед со стороны отца, Петр Павлович, в 1904 - 1916 гг. служил инспектором народных училищ в Нижегородской губернии, а дед по матери, Петр Лаврентьевич, был церковным старостой. Его родители выросли в многодетных семьях, и с малых лет у них сформировались как основные жизненные ценности почтение к старшим, исключительное трудолюбие, жизненная стойкость, дисциплинированность в делах и поступках, доброжелательное отношение к людям. В такой нравственной и психологически здоровой атмосфере дети Шихиревых росли самостоятельными и ответственными людьми, приучались любить и уважать честный труд, не бояться трудностей. По признанию Петра Николаевича, отец привил всем детям привычку к здоровому образу жизни и стремление к достижениям: все они были хорошими спортсменами, учились в школе только на "хорошо" и "отлично" и получили высшее образование.

Этой отцовской установки хватило надолго. Достаточно сказать, что Шихирев, будучи прекрасным теннисистом и пловцом, в возрасте 50 лет впервые пробежал марафонскую дистанцию. Его отличали также и незаурядные интеллектуальные способности. Об этом свидетельствует то, что в 16 лет, окончив с золотой медалью среднюю школу, он приехал в Москву с Дальнего Востока, где тогда проживала их семья, и в 1953 г. без какой-либо посторонней помощи поступил в МГИМО МИД СССР. За годы своей учебы в институте Шихирев, в отличие от большинства своих однокурсников, освоил не два иностранных языка, а шесть - французский, итальянский, английский, немецкий, румынский и испанский. Окончив МГИМО в 1959 г. и став специалистом по международным отношениям со странами Запада, он начал работать старшим референтом Комитета международных организаций и с 1959 по 1966 гг. посетил в качестве переводчика и члена российских делегаций такие страны, как США, Англия, Румыния, Венгрия, Польша, Португалия, Франция, Италия.

Собственно научная деятельность Шихирева начинается с 1966 года, когда он стал научным сотрудником Отдела проблем общественного сознания в Институте международного рабочего движения АН СССР. К этому времени у него под влиянием накопленного жизненного опыта уже сформировался стойкий и, как показала его последующая научная деятельность, глубокий интерес к психологии как сфере профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и публикация в 1971 г. в журнале "Вопросы философии" его первой статьи по социальной психологии "Исследование стереотипа в американской психологии".

Как известно, в 1960 - 1970-х гг. в нашей стране начинается интенсивное развитие многих отраслей психологической науки. Поэтому неудивительно, что Шихирев как пытливый и дальновидный исследователь сразу взялся за разработку такой актуальной на тот момент проблемы, как психология социальной установки. Необходимость введения этой категории в концептуально-терминологический аппарат социальной психологии обусловливалась стремлением психологов к универсальному объяснению всего социального

Стр. 106

Поведения человека. И психология социальной установки воспринималась в тот период как своеобразный прорыв в теории и методологии науки. Выбор Шихиревым данной научной проблематики подтверждает его ориентированность на исследование и решение фундаментальных проблем психологической науки.

В 1972 - 1974 гг. работая старшим преподавателем Института общественных наук ЦК КПСС, Шихирев подготовил и в 1974 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии социальной установки под руководством известного обществоведа и специалиста в области социальной психологии личности, доктора философских наук Ю. А. Замошкина. Диссертационное исследование сразу поставило П. Н. Шихирева в один ряд с такими известными исследователями теории социальной установки, как Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, В. А. Ядов и др. Он внес значительный вклад в разработку данного направления социальной психологии и по праву считается одним из создателей современной концепции социальной установки.

С 1974 по 1992 гг. научная и педагогическая деятельность Шихирева была тесно связана с Институтом психологи АН СССР (РАН), где он работал старшим научным сотрудником в лаборатории социальной психологии под руководством и в сотрудничестве с такими известными учеными, как Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, К. А. Абульханова-Славская и др. Этот период ознаменовался взлетом его творческих способностей как в научной, так и педагогической, наставнической деятельности. Основными научными результатами данного этапа стали две фундаментальные монографии: "Современная социальная психология США" (1980), "Современная социальная психология в Западной Европе" (1985). До настоящего времени эти работы являются для отечественных социальных психологов основополагающими научными трудами, анализирующими актуальные тенденции мировой и отечественной социальной психологии.

Итогом творческой деятельности Шихирева по теоретико-методологической проблематике социальной психологии стала защищенная им в 1993 г. докторская диссертация "Эволюция парадигмы в современной социальной психологии". Эта работа внесла исключительно большой вклад в развитие современной социальной психологии и стимулировала формирование таких направлений психологической науки, как психология конфликтов, лжи, справедливости, социальной идентичности, этническая психология, которые в дальнейшем стали разрабатываться его учениками и последователями.

В конце 1980-х гг. Шихирев одним из первых отечественных ученных стал интенсивно заниматься этнической психологией и психологией межгрупповых отношений: поскольку с изменением социально-политической обстановки в стране и в мире значительно возросла роль этнического фактора в регуляции межгрупповых отношений, возникла необходимость разработки этой проблематики как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. В это время Шихирев выполнял не только научную, но и большую практическую работу в качестве эксперта многих проектов правительства СССР и ООН; его ученики также выступали в роли специалистов по урегулированию межэтнических конфликтов во многих регионах постсоветского пространства.

Шихирев вел большую педагогическую деятельность, являясь по признанию всех слушателей блестящим лектором и популяризатором психологических знаний. Он читал лекции не только в России, но и во многих университетах и научных центрах США и Европы: в 1992 г. он преподавал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете (Ирвайн, США), а в 1995 г. - в Джорджтаунском университете (Вашингтон, США). Он был близко знаком и поддерживал тесное сотрудничество со многими зарубежными учеными, такими как Ч. Р. Миллс, С. Московичи, А. Минделл, А. Витале, Дж. Коул и др.

Еще одной актуальной темой исследований Шихирева стала проблема психопатологии алкоголизма, которая к девяностым годам XX века стала приобретать особую остроту. Он публикует серию статей и монографическую работу, посвященную психотерапии алкоголизма: "Алкоголизм: опыт психологических исследований в СССР" ("Психологический журнал", 1987); "Влиять на духовную сферу" (в сборнике материалов научно-практической конференции "За здоровый образ жизни", 1989); "Жить без алкоголя?: социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма" (1988).

С 1992 г. Шихирев руководит Центром социальных и психологических исследований Высшей Школы Международного Бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Сферой его основных научных интересов наряду с проблемами кросскультурной психологии становятся психология организационного поведения и этика бизнеса. И опять он выступает одним из ведущих ученых-психологов, активно реагирующих на проблемы и актуальные запросы общества.

П. Н. Шихирева можно по праву назвать одним из первых отечественных социальных психологов, обратившихся к изучению психологии нравственности. В своих книгах "Акулы и дельфины: психология и этика российско-американского делового партнерства" (в соавторстве с Р. Андерсоном, США (1994)), "Этические принципы ведения дел в России" (1999), "Введение в российскую деловую культуру" (1999), а также многочисленных статьях (их более 90) он раскрывает значение эти-

Стр. 107

ческих ценностей и доверия для межличностных, межгрупповых и межкультурных отношений. В центре его внимания оказываются социально-психологические аспекты репутации, доверия в организациях, разрешения этических дилемм, социального капитала, неформальной экономики. В своих работах он стремился показать, что экономическое поведение основано на отношениях взаимного доверия, регулируется нравственными нормами. С отстаиванием этой научной и гражданской позиции связана общественная деятельность последних лет его жизни. С 1996 г. Петр Николаевич был вице-президентом Национального фонда "Российская деловая культура" Торгово-промышленной палаты РФ.

Этот период научной деятельности ученого ознаменовался выходом в свет труда "Современная социальная психология" (1999), который явился итогом его многолетней деятельности как теоретика, методолога и практика социальной психологии, обобщив идеи и соображения по перспективам развития психологической науки в целом.

В качестве перспективных областей социально-психологических исследований, обозначенных в этой работе, можно назвать групповую психологию, сдвиг к которой от психологии индивидуальной выделен в качестве одной из основных теоретических проблем социальной психологии; психологию социальной идентичности, которая в отечественной науке во всем ее объеме впервые была поставлена и исследована именно Шихире-вым; психологию социальных представлений, включая ее кросскультурные аспекты.

Петр Николаевич Шихирев был замечательным семьянином, вырастил и воспитал троих детей, всегда следуя в своей жизни принципу поиска и бесстрашного исследования истины, ставя во главу угла духовное и нравственное совершенствование, а не материальную выгоду. Его супруга Лариса Дмитриевна, дети и близкие с уважением и любовью чтут его память.

П. Н. Шихирев скончался 9 января 2004 г. на 68 году своей жизни. Его судьба - это типичная судьба талантливого русского ученного и интеллигента. Он оставил на рабочем столе рукописи неоконченных книг, письма коллегам и ученным, большое научное наследие и библиотеку, переданные его родственниками научному архиву Института психологии РАН.

Нельзя не отметить очень важную функцию научно-педагогической деятельности Шихирева, к которой он относился с чрезвычайным вниманием, ответственностью и самоотверженной отдачей и выполнял до последних дней своей жизни - функцию наставника и учителя молодых ученных. В числе его учеников можно назвать докторов наук Н. М. Лебедеву и Г. У. Солдатову - ведущих отечественных ученых в области этнической и кросскультурной психологии; И. Р. Сушкова - ведущего специалиста по психологии межгрупповых отношений; Л. И. Науменко - одного из признанных специалистов в области социальной психологии Беларуси и многих других ученых.

Иллюстрацией взаимоотношений П. Н. Шихирева со своими коллегами и учениками и их отношения к нему служат воспоминания некоторых из них:

А. Л. Журавлев, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН: "Петр Николаевич, бесспорно, обладал многими достоинствами, которые быстро делали его известным в разных профессиональных сообществах: социологов, психологов, политологов, этиков и т.д. Однако некоторые из его достоинств меня всегда поражали своим уровнем и сочетанием с другими качествами, что вызывало желание подражать и достигать хотя бы чего-то близкого. Во-первых, это высокая чувствительность к новой научной проблематике в той области знаний, которую он разрабатывал в конкретный период своей жизнедеятельности. Он хорошо чувствовал, что станет актуальным в ближайшее историческое время, предупреждал об этом и призывал прагматично к этому готовиться, чтобы достойно и профессионально ответить на вызовы времени. Он мог задавать важные теоретические ориентиры в разработке новых проблем, опираясь на свою добротную философскую и историческую подготовку. Во-вторых, он не просто "следил за литературой", новыми изданиями и т.д., а старался по-своему переработать и систематизировать новую информацию, включив ее в свою систему научных представлений, идущих из далекой истории и обращенных в будущее. Его система представлений в науке была подлинно системной, интегрирующей информацию из разных источников, постоянно обновляющейся и интенсивно развивающейся. Новая информация у него всегда конструктивно "работала", была действенной. В-третьих, Петр Николаевич обладал большими способностями полемиста. Хорошо известны его острые и одновременно содержательные выступления, которые и породили устоявшееся среди молодых научных сотрудников выражение "ходить на Шихирева". Однако поражала не столько содержательность его критических оценок (этим обладали многие), сколько способность предложить при этом что-то конструктивное, очень конкретное и интересное, конечно, не всегда простое для реализации, но всегда развивающее и, самое главное, - настраивающее человека на продолжение работы. Эта часть выступлений П. Н. Шихирева обычно предварялась словами: "Я бы на Вашем месте сделал следующее...", и это были слова, за которые он серьезнейшим образом отвечал, предлагая именно то, что желательно было бы сделать. И так каждый раз - вот это поражало, если учитывать, что в обсуждениях и дискус-

Стр. 108

сиях он проводил много рабочего времени. Это была по-настоящему глубокая научная работа!"

Т. Ю. Базаров, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, исполнительный директор Российского психологического общества: "Удивительны исследовательские и практические подходы П. Н. Шихирева по отношению к теме корпоративной этики. Для очень многих бизнесменов, с которыми он встречался, эта тема выглядела не более чем "бантик" на лацкане мундира. Он же переворачивал ситуацию: "Как сегодня возможно добиться успеха в бизнесе без выстроенной концепции жизни и шкалы предпочтений?" При этом активно и неформально (даже с теми, кого видел впервые - как это неоднократно бывало во время организованных им же конференций "Российская деловая культура", традиционно проводившихся на борту теплохода, идущего по Волге) помогал разобраться с собственными ценностями. Петру Николаевичу позволялось задавать другим острые вопросы типа: "Что для вас незыблемо, а чем готовы поступиться и ради чего? Только ради денег - не имеет смысла: легко стать пешкой в чужих руках". Есть люди, у которых четкие задачи и жизнь расписана на пять-десять лет вперед. Они твердо движутся к цели - вступают в сознательные альянсы с другими людьми, организациями, выстраивают траекторию карьеры, причем без нарушения этических норм: репутация важнее. Ему удивительным образом удавалось объяснить деловым людям важность "неосязаемых активов компании". Он запросто мог сказать, что этические кодексы с неба не падают, что все требования к сотрудникам подкреплены целями компании. Это костыли, на которые легко опереться в решительные моменты. Скажем, я разговариваю с важным клиентом, а в это время начальник зовет меня к себе. Что делать? Если компания ориентирована на клиента - лучше извиниться перед боссом и продолжить беседу. Как только возникает сшибка, некое противоречие, этический регулятор приходит на помощь. Кто хоть однажды имел счастье встречаться и говорить с Петром Николаевичем, на всю жизнь запомнит, что не во внешней атрибутике дело: умение держать себя, говорить, выглядеть - оно даже через солдатскую шинель проглядывает. Профессор Шихирев для многих задал высокий стандарт профессионализма русского интеллигента (и в данном случае не имеет значения, какого века)".

Н. М. Лебедева, доктор психологических наук, профессор, заведующая сектором кросскультурной психологии Института этнологии и антропологии РАН: "П. Н. Шихирев был уникальным научным руководителем, и эта уникальность заключалась в том, что он абсолютно ничем "не руководил": просто общался, причем всегда на равных, но это общение содержало самые важные в жизни уроки... Сейчас, по прошествии времени, многие из этих жизненных принципов я стараюсь передать своим ученикам.

Известно, что кто владеет информацией, тот владеет миром (особенно в постиндустриальную эпоху). Многие мои коллеги не любили и до сих пор не любят делиться информацией: книгами, статьями и т.д. П. Н. Шихирев, даже в эпоху "книжного голода", когда каждая книга по теме, особенно иностранная, была буквально на вес золота, делился своими книгами (многие из которых были в единственном экземпляре в стране) щедро и бескорыстно. Это вызывало цепную реакцию доверия и взаимопомощи.

В людей открытых, мыслящих, талантливых, остроумных и "помешанных на поиске истины" П. Н. Шихирев буквально влюблялся: он восторженно рассказывал о планах совместных исследований и называл их так: "человек моей группы крови!", что означало высшую похвалу и признание. На моей памяти их было немного, но все они с такой же любовью и восхищением относились к Петру Николаевичу.

П. Н. Шихирев был российским патриотом, причем не пафосно, а внутренне, глубинно. Блестяще зная английский язык, в начале перестройки он мог спокойно уехать на Запад, как сделали многие из коллег. Однако он этого не сделал по причинам глубоко личностного свойства. Сам он рассказывал мне об этом так: "Когда начинаешь общаться с американской профессурой, и она воспринимает тебя как равного, с уважением и доверием, становится не просто неприличным, а невозможным уехать из страны в это трудное время. Когда ты говоришь о ее проблемах глубоко и серьезно, понимая их суть, то очевидным становится, что слова и дела у порядочного человека расходиться не могут, и если ты такой умный и нравственный, ты должен быть там, в своей стране, со своим народом. И если ты себя уважаешь, а не просто мельтешишь по жизни, то у тебя, по сути, и нет никакого выбора: уехать или остаться".

Петр Николаевич говорил всем, кого он видел курящими, справедливо считая такое отношение к своему здоровью непозволительной роскошью и глупостью: "В России надо жить долго". Когда же его спрашивали: "А зачем она, такая жизнь, да еще долгая?", он всегда отвечал: "Можно дожить и до перемен". До перемен-то мы дожили, только безвременная смерть из России не ушла, по-прежнему забирая самых ярких и беззащитных".

Г. У. Солдатова, доктор психологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: "Петр Николаевич для меня - светлый и незабываемый человек. Из многих его ролей чрезвычайно удавалась ему

Стр. 109

одна очень важная - быть учителем. Блестящий методолог, энциклопедист, свободно владеющий несколькими языками, он всегда щедро делился своими знаниями, одарял ворохом идей, раздвигал горизонты исследований, расширяя границы отечественной науки. Его прекрасная библиотека, наполненная редкими и недоступными в те времена изданиями, всегда была открыта для его коллег и учеников. Своих учеников он постоянно хвалил и перехваливал, совершенно искренне восхищаясь даже самыми первыми робкими шагами. И таким образом вселял в них уверенность и желание к развитию и совершенствованию. Петр Николаевич будил у своих учеников воображение, увлекая в научные странствия. Романтизируя науку, он делал ее страшно привлекательной, незаметно и тонко прививая вкус к научным исследованиям. Но, обрисовывая заманчивые исследовательские перспективы, не забывал возвращать к реальности, жестко задавая свой любимый вопрос: "И для чего все это нужно?".

Это большое везение, если можно сказать, что в твоей жизни был Учитель. Ученикам Петра Николаевича повезло - мы встретили такого человека. И кто мог, хотел и успел - тот был посвящен".

Т. А. Нестик, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН: "Жизнь Петра Николаевича была жизнью идей, а сам он - живой идеей. Может быть, именно поэтому творческую судьбу других людей он воспринимал как свою собственную, постоянно помогая всем вокруг. Петр Николаевич любил повторять слова своего отца: "Когда пилишь дрова, нужно уметь потянуть ручку пилы на себя, а затем дать потянуть другому, так и в жизни - нужно делиться с другими". Он верил в своих учеников, после встречи с ним мы уходили от него окрыленные и убежденные в необходимости больше и глубже вдумываться в то, что пишем и делаем. Ни одна книга не лежала подолгу у него в библиотеке, они постоянно находились в движении, передавались из рук в руки его учеников и коллег. Так же он относился и к своим деловым связям. Не случайно в последние годы в центре научных интересов Петра Николаевича оказались социальные сети, доверие и социальный капитал. Он сам был квинтессенцией "сетевого" человека: постоянно знакомил коллег друг с другом, делился своими бесконечными контактами. У него был дар посредника. Удивительным образом он умел объединять научные сообщества и приверженцев разных идейных традиций, показывая, какие фундаментальные направления разрабатываются их совместными усилиями. Петр Николаевич выступал в роли "связного" между советскими и зарубежными научными сообществами, дореволюционным отечественным научным наследием и современностью, деловыми культурами Запада и Востока.

Петр Николаевич был "правополушарным" ученым: развитая научная интуиция делала возможным предвидение точек роста в развитии науки на годы вперед, абсолютный музыкальный слух и свободное знание шести языков позволяли ему одновременно охватывать целые культурные горизонты как полифоническое переплетение идей. Вынужденный в сложных для свободомыслия условиях, как он говорил, "расти под шкафом", Петр Николаевич никогда не отступал и не терял духа. Свое 70-летие он собирался отметить участием в марафонском забеге, намереваясь вести на бегу разговор по-китайски..."

Л. М.. Соснина, кандидат психологических наук, научный сотрудник, заведующая Научным архивом Института психологии РАН: "Образ Петра Николаевича как человека и ученого в моей памяти связан с такими его качествами, как предельная честность, открытость, щедрость и строгое отношение к себе и окружающим. Его энциклопедическая память, творческая устремленность, жизнелюбие, острота ума и искрометный юмор вызывали восхищение у коллег и учеников. Он сформировал меня как ученого, привил основы культуры научного труда, высокие нравственно-этические критерии оценки своей творческой деятельности. В моей памяти Петр Николаевич остается примером ученого и человека, по которому я до настоящего времени сверяю свои жизненные поступки, отношения и оценки научной деятельности".

И. Р. Сушков, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Ивановского педагогического университета: "Передо мной фотография Петра Николаевича, беседующего за чашкой чая с Сержем Московичи. Старенький фотоаппарат "Зенит". Ощущение молодости и красоты общения. Чувства свободы и дружбы всегда возникали при встречах с П. Н. Шихиревым, несмотря на большую разницу в возрасте. Он обладал уникальным свойством, умел учить думать. Его тонкое чувство языка, удивительная широта взгляда заставляли других совершенно по-новому смотреть на привычные вещи. Он заставлял обращаться к первичным категориям и на их основе выстраивать все здание научной идеи.

Наши рекомендации