Тема 8. Ранняя зрелость и взрослость.
Труд как ведущий вид деятельности. Профессиональное самоопределение и адаптация. Особенности социального статуса молодого специалиста. Трудовой коллектив как специфическая форма микросоциальной группы.
Роль семейных отношений в ранней зрелости и взрослости. Семья как малая группа. Кризисы семейной жизни. Взаимоотношения с родительской семьей. Феномен отцовства и материнства как специфическая форма семейный взаимоотношений.
Кризис среднего возраста. Особенности ценностно-мотивационной сферы в период зрелости. Отношение к конечности существования. Рефлексия собственного опыта. Феномен мудрости.
Список литературы по курсу «Возрастная психология»
Основная:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2002.
2. Обухова А.Ф. Детская психология. М., 2006.
3. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2005.
4. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2001.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М: Академический проект, 2006.
3. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология. Петрозаводск, 2004.
4. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
5. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.:Просвещение,1988.
6. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991г.
7. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М: Прогресс., 1989.
8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ. для студентов пед. вузов. /Сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов.- М.: «Академия» 1999.
9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ. для студентов пед. вузов. /Сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов.- М.: «Академия» 1999.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004.
11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. - М., 1983.
12. Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999.
13. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Изд. Дом «БАХРА-М», 2000.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
16. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. СПб.: Питер, 2003.
17. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
18. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб.: Питер, 2004.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., 1991.
22. Кузнецова Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков. Журнал « Вопросы психологии».- 1981- №6 - с.138-144.
23. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага. 1984.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.. 1986.
25. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. М.: Гардарики, 2004.
26. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1998.
27. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
28. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
29. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2003. 352 с.
30. Психология современного подростка. Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика. 1987
31. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
32. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. -М, 1989.
33. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. - М., 1986.
34. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
35. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: прайм-Еврознак. 2005.
36. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994
37. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
38. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под. ред. Н.В. Дубровиной. Академия. 1996.
39. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.:ЛГУ, 1990.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М. , 2001.
41. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
42. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет М.: МГПУ, 2002.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 1999.
44. Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.
45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Сост. Ляудис В.Я. М.: МГУ, 1981.
46. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.
47. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2005.
48. Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.
50. Шэффер Д. Дети и подростки (психология развития). СПб.: Питер, 2003.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
52. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Предмет, задачи возрастной психологии и ее связь с другими науками.
2. Характеристика методов возрастной психологии.
3. Понятие психического развития и его движущие силы.
4. Понятие возраста в возрастной психологии.
5. Соотношение понятий «развитие», «рост», «возраст».
6. Основные факторы и условия психического развития.
7. Стратегии исследования психического развития ребенка.
8. Закономерности психического развития.
9. Сензитивные периоды развития психики.
10. Возрастные кризисы. Их причины.
11. Характеристика понятий «социальная ситуация развития», «социализация», «новообразование».
12. Значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Типы ведущей деятельности.
13. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
14. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
15. Теория социального научения в американской психологии (Б. Скиннер)
16. Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
17. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития.
18. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.
19. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского.
20. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.
21. Основные психические новообразования младенческого возраста.
22. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
23. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.
24. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Ведущая деятельность возраста.
25. Основные новообразования раннего детства.
26. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Кризис трех лет.
27. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
28. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
29. Развитие общения дошкольников со сверстниками.
30. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Структура психологической готовности.
31. Кризис семи лет. Симптомы кризиса.
32. Психическое развитие младшего школьника. Ведущая деятельность возраста.
33. Характеристика новообразований в психическом развитии младшего школьника.
34. Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
35. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.
36. Анатомофизиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.
37. Различные теоретические подходы к проблеме “кризиса” в переходном возрасте.
38. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.
39. Проблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации отношений.
40. Ведущая деятельность подростка.
41. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте.
42. Психологические особенности юношеского возраста. Основное новообразование возраста.
43. Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников.
44. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.
45. Психологические особенности общения со сверстниками в старшем школьном возрасте. Дружба и любовь.
46. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте.
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».
Адаптация социальная– процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Адаптация к школе– перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучении.
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Акселерация– ускорение соматического и психического развития; ускоренное изменение размеров тела в пространстве и другие явления того же порядка по сравнению с предыдущими поколениями.
Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.
Близнецовый метод – сопоставление внутрипарного сходства у монозиготных и дизиготных близнецов.
Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Возраст – определенный, ограниченный хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека.
Возрастные часы - внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни.
Воспитание– целенаправленный и планомерный вид формирования личности, опирающийся на обучение и особенности личности.
Гендерные особенности– особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Геронтогенез– один из возрастных периодов жизни человека.
Гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение.
Депривация – лишение, утрата чего-то желанного, необходимого.
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Зона ближайшего развития – область еще несозревших, но созревающих психических процессов, определяющая перспективу развития ребенка.
Игра– особый вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков.
Идентичность – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.
Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.
Кризисы возрастные – условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.
Лонгитюдный метод - методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и других характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Половая самоидентичность – сознание своей принадлежности к полу.
Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.
Самосознание– осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя.
Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.
Фенотип– совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.
Филогенез– процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.
Эгоцентризм детского мышления(по Ж. Пиаже) – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция.
«Я»-концепция –согласованное и зафиксированное представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ним.