Общая характеристика возраста: молодость, взрослость, зрелость, старость

Механизмы психического развития  
Социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психологические новообразования    
Г. Психология взрослых  
  • Молодость (18 – 25-30 лет) [РатановаТ.А., 1998; с.21-24 ]
 
Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви Общение в сфере семейных отношений Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой — профессиональная компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.  
Кризис молодости (27-33 года) и его психологическая характеристика. Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Этот кризис называют кризисом смысла жизни. Именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни  
  • Взрослость (25-30 – 40-45 лет)
 
Осознание человеком ответственности и стремление к ней Становясь субъектом труда, профессии, личность должна овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками, профессиональными, нормативно определенными (в труде) способами деятельности. Перестраивается вся система ее организации, -происходит мобилизация работоспособности, дееспособности, выработка привычки к рабочим состояниям, специфическое согласование интеллектуальных усилий с физическими и т.д. семейные отношения и профессиональная компетентность  
Кризис взрослости (39-45 лет) - подведение промежуточных итогов. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией; нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения  
  • Зрелость (40-45 – 55-60 лет)
 
максимальное включение в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе его природных задатков, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми; профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Процесс новообразований не разворачивается в одинаковом темпе и с достижением одинаково высоких результатов в отношении всех проявлений человеком себя в качестве индивида, личности и субъекта деятельности. Феномен неравномерности или гетерохронности развития образующих их структурных элементов и их совокупности. На зрелый возраст как на период противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных познавательных способностей Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.  
Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.  
  • Старость (55-60 – 80 и далее лет)
 
Отход от активного участия в производительной жизни общества - уход на пенсию. Изменение социального статуса,социальных ролей, человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним; отношения с родственниками, еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков, а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»; • стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе Момент аккумуляции опыта, знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей Смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности личности, кроме гедонистической. В последнем случае ввиду простоты жизненного мира возможна только одна деятельность — по обеспечению удовольствий и развлечений. При эгоистической направленности смена ведущей деятельности означает достаточно резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человек находит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов. Поскольку временная перспектива при этом существенно сужается, здесь все же присутствует элемент доживания. особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. • прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) -это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»...): • для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости; • все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста; • для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями • досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой; • стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения»; • для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частному хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании»  
Кризис зрелости (55-65 лет). Взгляд человека окончательно обращается вовнутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Человек начинает готовиться к иному бытию и проводит серьезную ревизию прожитой жизни.  
Психологические факторы долголетия. Позитивные стороны изменения жизненной ситуации: наличие большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби, освобождение от необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии. Своеобразно протекает процесс старения у выдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжать свою креативную жизнь.  
Смерть как кризис индивидуальной жизни. Отношение человека к смерти может зависеть от множества различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, в главном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержанием самой жизни. У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями. По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост.  




Список использованной литературы:

1. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.

2. Ратанова Т.А. Возрастная и педагогическая психология: программированный контроль знаний. М., 1998. – 49 с.

3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349 с.

Наши рекомендации