Материалы к промежуточному и итоговому контролю

Вопросы зачету/ экзамену.

(Психология)

1. Психология как наука. Объект и предмет психологии.

2. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальтпсихология

3. Психика человека, ее функции. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека.

4. Сравнительный анализ психики человека и животных.

5. Психические явления и психологические факты. Классификация психологических фактов.

6. Общие и специальные методы исследований в психологии.

7. Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация.

8. Характеристика основных этапов становления психологического знания.

9. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.

10. Психика и особенности строения мозга.

11. Основные методы исследования мозговой организации психики.

12. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

13. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

14. Понятие ощущения. Классификация ощущений: экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.

15. Понятие порогов ощущений, их виды.

16. Сущность и основные качества восприятия.

17. Понятие внимания как психического процесса. Свойства и виды внимания.

18. Память, ее свойства и функции.

19. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.

20. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.

21. Общая характеристика воображения. Виды и формы воображения.

22. Роль воображения в развитии мышления.

23. Мышление и его формы. Характеристика основных мыслительных операций.

24. Виды мышления.

25. Интеллект и интеллектуальные способности. Оценка интеллекта.

26. Речь и мышление. Функции и виды речи.

27. Понятие личности в психологии. Проблема соотношения понятий индивид, индивидуальность, личность.

28. Потребности и мотивы.

29. Темперамент и его структура.

30. Проблема типологии темперамента. Характеристика сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов.

31. Понятие, сущность и структура характера.

32. Типология характера: характерология К.Г. Юнга, Э. Кречмера, социальные типы по Э. Фромму.

33. Акцентуация характера. Типы акцентуаций по А.Е. Личко, К. Леонгарду.

34. Понятие способности. Структура способности. Уровни развития способности.

35. Жизненный путь личности.

36. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии

37. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека.

38. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.

39. Структура самосознания в психологии

40. Основные функциональные компоненты самосознания

41. Понятие Я-концепции и её значение

42. Понятие Образ Я

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.

2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.

При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:

§ составить план материала,

§ при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу

§ подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада

§ время доклада или выступления – 5-6 минут

§ после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)

§ Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)

§ Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

3. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий.

Список основной и дополнительной литературы составлен на основе фондов центральной городской библиотеки, библиотеки Рубцовского института (филиала) АлтГУ, интернет-ресурсов.

Наши рекомендации