Материалы к промежуточному контролю

Вопросы к зачету

1. Сравнительная педагогика как область научного знания: понятие, предмет, место в структуре педагогической науки.

2. Задачи и функции сравнительной педагогики. Методы и типы сравнительно-педагогических исследований.

3. История сравнительной педагогики как науки. Периодизации развития сравнительной педагогики.

4. М.А. Жюльен Парижский - основоположник сравнительной педагогики.

5. Общая характеристика развития образования в конце ХХ - начале ХХI вв.

6. Приоритеты и тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века.

7. Зарубежный опыт менеджмента в сфере образования. Централизованные и децентрализованные системы управления образованием.

8. Особенности образования в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония).

9. Обновление содержания общего образования в зарубежных системах образования.

10. Организация обучения за рубежом.

11. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.

12. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA и др.).

13. Воспитательный процесс и проблемы его модернизации в зарубежной школе.

14. Системы высшего образования за рубежом. Характеристика современного университета.

15. Болонский процесс и участие в нем России.

16. Дополнительное (неформальное) образование за рубежом.

17. Национальные системы педагогического образования.

18. Учитель в современном обществе и школе: отношение к нему, условия труда.

19. Представления об идеальном учителе в зарубежной и отечественной педагогике.

20. Зарубежный педагогический опыт в России: значение, адаптация в образовательных учреждениях.

21. Деятельность международных культурных и образовательных центров в России.

22. Деятельность международных организаций по просвещению (ЮНЕСКО, Международное бюро просвещения и др.).

23. Международное образовательное право. Права учащихся на образование: международный опыт.

Тематика рефератов

1. Концепции сравнительной педагогики и их влияние на современную практику образования.

2. Историография развития сравнительной педагогики.

3. Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах.

4. Использование мировой школой опыта нетрадиционного воспитания и обучения в 20-30-е годы ХХ века.

5. Школьные реформы 60-80-х годов ХХ века в странах мира: уроки и результаты.

6. "Спутниковый шок" в странах Запада.

7. Реформы гимназического и лицейского образования в Европе в конце ХХ века.

8. Реформирование университетского образования в странах Центральной и Восточной Европы (90-е годы ХХ века).

9. Авторитарные и гуманистические тенденции в практике школьного воспитания в современном мире.

10. Общечеловеческое и национальное в школьном воспитании.

11. Опыт использования технологий дистанционного обучения в средней и высшей школе (на примере одной или нескольких стран).

12. Поиски новой модели школьного образования за рубежом.

13. Управление системой образования: современные подходы.

14. Революция технических средств обучения и воспитания за рубежом и в России.

15. Проблема гарантии права на образование в школах ведущих стран мира.

16. Разработка стандартов в области школьного образования: зарубежный опыт.

17. Зарубежные педагоги о современной школе.

18. Современные дидактические концепции на Западе и в России: сравнительный анализ.

19. Дифференциация обучения в средней школе: сравнительный анализ мирового опыта.

20. Проблема оценки образовательных достижений школьников в средней школе.

21. Частное образование: плюсы и минусы.

22. Характеристика частной школы одной из стран (по выбору).

23. Современные зарубежные концепции школьного воспитания.

24. Приоритеты школьного воспитания: анализ современных подходов.

25. Поликультурное воспитание: концепция, содержание, формы и методы.

26. Система работы с одаренными детьми за рубежом: опыт, проблемы и перспективы.

27. Борьба с девиантным поведением школьников в зарубежной школе (на примере одной или нескольких стран).

28. Болонский процесс: нужен ли он России?

29. Современный университет и приоритеты его развития.

30. Специфика работы престижных вузов мира.

31. Тенденции развития дополнительного образования в странах мира.

32. Разработка зарубежными исследователями теоретических вопросов образования взрослых. Андрагогика.

33. Концепция непрерывного образования: становление, сущность, примеры реализации в практике.

34. Сравнительный анализ национальных систем подготовки педагогических кадров.

35. Система повышения квалификации учителей за рубежом: сравнительный анализ.

36. Педагогическое образование в США, Японии и России: сравнительный анализ.

37. Западные педагоги об идеальном учителе (модель, качества, необходимые для успешной работы).

38. Особенности развития современной педагогической науки за рубежом.

39. Учет зарубежного опыта в деятельности российских учебных заведений.

40. Механизмы внедрения педагогического опыта.

Наши рекомендации