Типология кризисных ситуаций
Виды кризисов (социогенные, психогенные, возрастные и экзистенциальные). Концепция стадий жизненного цикла и кризиса идентификаций по Э. Эриксону. Теория экзистенциальных кризисов И. Ялома.
Разделы экстремальной психологии: Психоадаптология. Психотанатология. Стрессология. Виктимология. Суицидология. Подходы к определению экстремальной ситуации.
Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источник угрозы обезличен (катастрофы, природные бедствия, войны, эпидемии и т.д.). Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия (землетрясения, наводнения, сходы ледников, селевые потоки, тайфуны, цунами, разрушения жилищ, административных зданий, водопроводов и канализационных систем). Техногенные катастрофы: аварии на атомных станциях, взрывы газа, авиа–, железнодорожные и автокатастрофы. Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека.
Семинар.
Вопросы:
Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источником угрозы выступает другое лицо (потерпевшие от насильственных преступлений, террористические акты и т.д.)?
Социальные катастрофы (военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения)?
Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека?
Психологический анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций (авария на Чернобыльской АС, теракт в Беслане)?
Экономические кризисы и их последствия (безработица, экономическая депривация, социальная депривация, дети в условиях сиротских учреждений)?
Превышение обычного адаптивного потенциала человека (жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы)?
Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека, социальные и психологические последствия?
Семинар.
Вопросы:
Оптимальные и экстремальные условия обитания?
Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении (измена, инцест, развод, повторный брак, болезнь и смерть родных, девиантное поведение детей и подростков)?
Когнитивные, ролевые, экзистенциональные и другие типы конфликтов, определяющие экстремальность условий жизни и труда?
Паника как экстремальное состояние?
Объективные и субъективные характеристики чрезвычайных ситуаций?
Основная литература к теме:Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М, 2003. Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.Лебедев Л.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога). Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной. СПБ, 2001. Психология социальных ситуаций (серия «Хрестоматия по психологии») СПб, 2001. Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия=Experiential groups Рудестам К.; Пер. с англ. Голубева А.-2-е изд.-СПб.; М.; Харьков; Минск: ПИТЕР,2000
Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. СПб.: ЭЛБИ. 2003.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
Тема 3
Личность и кризис
Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.
Сущность антропологической катастрофы как потери личностной целостности. Принцип Декарта – условие существования и развития. Принцип Канта – условия познания. Принцип Кафки – характеристика неописуемости бытия. Основные принципы экзистенциальной психологии. Базисные конфликты экзистенциальной психологии. Основной принцип анализа существования человека в мире. Невротическая и здоровая личность. Общая характеристика экзистенциальных тревог. Тревога судьбы и смерти. Тревога вины и осуждения. Тревога пустоты и отсутствия смысла. Взаимосвязь категории тревога и страх. Механизм возникновения патологической тревоги.
Чувства (эмоции) в кризисе. Характеристика основных эмоций контакта дезадаптированной личности: тревога, беспомощность, печаль, гнев, страх, обида, вина. Характеристика основных эмоций контакта адаптированной личности: доверие и любовь.
Определение понятия кризиса в зарубежной и отечественной психологии. Виды кризисов: кризис развития, кризис обстоятельств. Стадии кризиса Э. Лайдманна. Реакции на стрессовые условия Г. Селье. Типы преодолевающего поведения (по Лазарусу). Эпигенетическая теория Э. Эриксона (стадии жизненного цикла). Особенности кризиса. Отличие переходного периода от кризиса. Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития. Возрастные периодизации развития.
Семинар.
Вопросы:
Кризисы в детских возрастах?
Кризис подросткового возраста (акцентуации характера, пограничная организация личности подростков)?
Дезадаптивные стили семейного воспитания как фактор девиантного поведения детей и подростков, деформация развития личности подростка в условиях семейной депривации?
Психологические особенности протекания и коррекции кризисов в подростковом и детском возрасте, представление о нормальном и патологическом течении кризисных состояний у детей и подростков?
Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми как факторы кризисных состояний у детей и подростков?
Возрастной изоморфизм психопатологических расстройств?
Особенности кризисной помощи детям и подросткам, комплексный (психо-медико-социальный) характер мер помощи детям и подросткам в состоянии кризиса?
Семинар.
Вопросы:
Кризис среднего возраста?
Неудовлетворенность в определенной жизненной сфере как разница между потенциальными возможностями и актуальными достижениями индивида?
Роль предыдущего опыта в формировании неэффективных способов поведения?
Формирование и развитие внутренних конфликтов?
Кризис пожилого возраста?
Процесс старения и возрастные изменения в организме?
Понятие психического старения, классификация психических изменений в старости и типов психологического старения?
Типы приспособления личности к старости?
Отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, синдром «бессмысленности существования»?
Основные типы межличностных конфликтов и их развитие?
Способы разрешения межличностных кризисных ситуаций?
Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений?
Основная литература к теме:Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем: Хрестоматия. — Мн.: Харвест, 2000.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2003. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.Джайнотт X.Дж. Родители и дети. — М., 1986.Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Петербург—XXI век, 1997.Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов. — М.: МПСИ, 2009.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное изд. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — Минск, 1994.Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. — М.: Липецк, 1997.Росс Л., Р. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. Спиваковская А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: «Наука», 1988, 176 с. Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 4. — 2003.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия» 1997 – 96 с.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М., 1996.Тема 4
Утрата как причина кризиса