Потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис.

Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира).

Понятие «нормального горя». Общие симптомы горя. Соматические нарушения. Специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница). Психологическая сфера при утрате близких. Чувство вины, погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира, раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее гнев. Конфликт гнева с идеализацией. Фазы горя и стадии переживания утраты. Шок и оцепенение. Фаза страдания — дезорганизации. Фаза остаточных толчков и реорганизации. Фаза завершения. Патологическое горе. Психологические особенности детского горя.

Семинар.

Вопросы:

Принципы, стратегии и методы помощи в горе?

Психологическая и психотерапевтическая помощь на разных стадиях переживания утраты?

Общая характеристика переживания детьми горя?

Фазы детского горя?

Возрастные особенности переживания горя?

Принципы общения и помощь горюющему ребенку?

Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии?

Сопровождение умирающих, предварительное горе, работа с родственниками?

Особенности установления контакта?

Работа с чувством вины, агрессией, травматическими воспоминаниями?

Работа по сепарации с умершим?

Простройка будущего?

Нормальная динамика горя и патологическое горе (понимание сущности психологических процессов при утрате, психоаналитический, гештальт- и экзистенциальный подходы)?

Основная литература к теме:Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания /Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160 с.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Лукас, Кристофер. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства: Пер. с англ./Лукас К., Сейден Г.М. - М.: Смысл, 2000
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребёнка от тоталитарной секты. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2000. – 192 с.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

Тема 5

Травма как причина кризиса

Катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Механизмы действия эмоционального стресса. Посттравматические стрессовые расстройства. Эмоциональные реакции на психическую травму. Механизмы возникновения посттравматического расстройства. Психологическая характеристика травмированной личности. Общение травмированной личности. Формы и методы психологической помощи детям, пережившим психическую травму. Техники экстренной психологической помощи. Психогении в экстремальных ситуациях. Гендерные особенности поведения в экстремальных ситуациях.

Психология агрессии и терроризма. Агрессия и враждебность: определение понятий. Классификация форм агрессивного поведения. Классификация А.Басса. Три вида агрессивного поведения по С.Фешбаху. Классификация Д.Зилльмана. Отечественный подход к классификации агрессии. Типология агрессии С.Н.Ениколопова. Психоаналитический подход к проблеме агрессивного поведения. Этологический подход к проблеме человеческой агрессивности. Фрустрационная теория агрессии. Теория посылов к агрессии Л.Берковица. Теория переноса возбуждения Д.Зилльмана. Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель Л.Берковица. Теория когнитивного опосредования агрессивного поведения. Теории социального научения. агрессии. Детская и подростковая агрессия. Агрессия при расстройствах личности. Агрессия лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Определение террора. Государственный террор. Террор в рамках официально ведущейся войны. Массовый и локальный террор. История массового террора. Террор и революции. Террор и насилие. Виды насилия. Психология геноцида и массовых убийств. Массовые убийства и геноцид как особый вид политического насилия. Групповой и индивидуальный терроризм. Психологическая структура террористической деятельности. Социальные и личностные детерминанты террористического поведения. Мотивационные типологии в психологии терроризма. Предпосылки терроризма. Типология терактов. Психология террористов. Особенности личности террористов. Взаимодействие террористов с заложниками. Особенности психологии заложников. Психология ведения переговоров с террористами. Анализ личности преступников, определение стратегии и тактики дальнейшей работы, оценка приемлемости требований. Стадия проведения переговоров. Стадия освобождения заложников. Стадия подведения итогов, оценки действий, накопление опыта. Анализ способов коммуникативного давления со стороны террористов:ультимативность требований, завышенные требования, срочность их исполнения, уход от конкретных предложений, ложные акценты в изложении своей позиции, принижение и оскорбление личности партнеров по переговорам, угрозы, отказ от достигнутых соглашений, двойное их толкование. Избегание в переговорном процессе отрицательно окрашенных слов, предложений. Непрерывность вербального контакта. Недопустимость психологической оценки личности террористов во время переговоров. Корректная реакция на требования террористов.

Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Тест руки. Диагностика агрессии с помощью проективной методики РНЖ. ТАТ как метод диагностики агрессии. Диагностика агрессивности с помощью Теста фрустрационных реакций С.Розенцвейга. Составление психологического портрета потенциального носителя протеррористической активности. Психологический дебрифинг.

Семинар.

Вопросы:

1. Чем занимается Виктимология (предмет, история, перспективы)?

2. Типы жертв и виды виктимности?

3. Насилие: виды и формы?

4. Выученная беспомощность и поисковая активность?

5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности?

6. Формирование виктимности (теории и модели)?

7. Диагностика виктимности.

8. Психотерапия виктимности (транзактный анализ, индивидуальная психология Адлера, психосинтез, когнитивно-поведенческая психотерапия)?

9. Различия между криминальной виктимологией, виктимологией насилия, виктимологией аддиктивного поведения?

10. Аддиктивное поведение (концепции, модели; деструктивные культы; наркомания; алкогольная зависимость; компьютерная зависимость; игровая зависимость; нарушения пищевого поведения; созависимость; консультирование и психотерапия зависимостей; метод сказкотерапии в психотерапии зависимости).

Семинар.

Вопросы:

1. Насилие над детьми (эмоциональное насилие, психологическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие)?

2. Насилие в школе, последствия школьного насилия?

3. Последствия насилия у детей (нарушение физического и психического развития, заболевания как следствие насилия)?

4. Психические особенности детей, пострадавших от насилия?

5. Социальные последствия жестокого обращения с детьми?

6. Консультирование детей – жертв насилия (индивидуальная, групповая психотерапия с детьми, тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие)

7. Домашнее\семейное насилие?

8. Изнасилование, консультирование и психотерапия жертв насилия (семейного, сексуального)?

9. Социально-экономические факторы риска насилия в семье?

10. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения; факторы риска, обусловленные личностью родителя; личность ребенка как фактор насилия)?

11. Пренебрежение или заброшенность ребенка (физическая заброшенность — пренебрежение; эмоциональная заброшенность — пренебрежение; заброшенность — запущенность здоровья ребенка; пренебрежение образованием ребенка)?

12. Жестокое обращение с детьми (Правила «отравляющей педагогики» и их последствия для развития ребенка, профилактика жестокого обращения с детьми)?

Основная литература к теме:Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб: Питер, 2002. – 496 с.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4. Дмитриева Т.Б., Воложин А.И. Социальный стресс и психическое здоровье.- М., 2001.Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004. – 160 с.
Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.Леонова А.Б., Кузнецова АС. Психопрофилактика стрессов. М.,1992. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога). Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость

И виды учебной работы

Основной дидактической концепцией, положенной в основу дисциплины «Психология кризисных ситуаций» является не просто широко распространенная, но и практически общепринятая в педагогическом сообществе концепция обучения посредством действия. Действие с приобретенным знанием всегда считалось неотъемлемой частью процесса обучения, в дидактике это определялось как применение знаний на практике, способствующее их закреплению. В современных условиях важным становится не только действие с полученными знаниями, но и приобретение знаний через определенные познавательные действия, отвечающие за поиск, анализ обработку информации. Такое понимание обучения через действия чрезвычайно актуально в информационную эпоху. Для повышения стимулирования и мотивации учебной деятельностинаиболее эффективны и предпочтительны коммуникативные методы,реализуемые в форме проблемных лекций, семинаров-дискуссий, семинаров-исследований, обсуждений проектных заданий, коллективного решениятиповых и ситуационных задач и т.п., отличительная черта которых – особыйкоммуникативный настрой, характеризующий индивидуальный способобщения, в ходе которого происходит обмен ценностями и опытом, придающий изучаемому содержанию личностный смысл. Организация и содержание работы по дисциплине «Психология кризисных ситуаций» включает три основные формы обучения:

-Лекции: обзорные, проблемные, информационные, лекция-визуализация, дискуссии;

-Практические занятия: семинар-дискуссия, семинар-практикум;

-Самостоятельная работа студентов: изучение литературы по проблемам курса, подготовка к семинарским занятиям, подбор техник и упражнений.

Лекция представляет одну из традиционных форм учебного процесса и является существенной его частью. Лекция имеет несколько разновидностей (например, традиционная, обзорная, проблемная), которые целесообразно используются в преподавании дисциплины. Самостоятельная работа студентов является главным звеном обучения. Самостоятельная работа носит внеаудиторный характер и включает следующие виды работ: конспектирование и работу с первоисточниками, выполнение рефератов и проектных заданий, рецензирование интернет-ресурсов, проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации, разработку мини-брошюр по темам дисциплины и др. Для внеаудиторной подготовки предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на учебных занятиях, темы реферативных работ, задания творческого и рефлексивного характера. Для укрепления преемственности между лекциями и самостоятельной работой студентов на лекциях задаются вопросы/задания для самостоятельной работы, рекомендуются источники ответа в литературе. Студентам предлагается сделать небольшие выступления, доклады или сообщения по ходу лекции, даются опережающие задания для подготовки к будущим лекционным темам и т.п. Для организации самостоятельной работы студента преподаватель: 1. Разрабатывает тематику самостоятельных заданий, составляет методические указания к ним, алгоритмы действий, показатели уровня достижения результата;2. Дает студентам четкий и полный инструктаж: цель задания, условия выполнения, объем, сроки, образец выполнения, система начисления баллов;3. Осуществляет консультации и общее руководство выполнением самостоятельных заданий;4. Разрабатывает контрольные (проверочные) задания, а также осуществлять текущий контроль и учет выполнения студентами самостоятельной работы;5. Оценивает, дает рецензию/обратную связь на работу, обобщает уровень усвоения навыков выполнения научных, исследовательских, самостоятельных, творческих и др. видов работ, мотивирует на достижение поставленных дисциплиной задач. При проведении практических занятий используется так называемая «циклическая модель обучения через опыт». Обучение через опыт происходит тогда, когда студент вовлекается в некую деятельность, затем анализирует ее, осмысливает и в результате такого осмысления изменяет определенным образом свое поведение. Такое обучение можно определить как изменения в поведении, происходящее в результате пережитого опыта. Наиболее ярко это проявляется в тренинге, но элементы присутствуют и при других формах обучения. Эффективность обучения через опыт определяется тем, что студент лучше запоминает те знания, которые он получил в опыте, чем то, о чем он узнал, читая книги или слушая лекции. Модель обучения через опыт предполагает вовлеченность личности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях за счет последовательного прохождения всех этапов цикла: «опыт» (фаза активности) – «описание» (обмен реакциями, наблюдениями) – «переработка» (обсуждение) – «обобщение» (соотнесение реального опыта с теоретическим материалом) – «применение» (планирование применения освоенных знаний). Таким образом, данная модель позволяет учащимся проработать существенные моменты, с которыми они встречаются в повседневной жизни, а исследование своих эмоций в учебных ситуациях помогает им расширить свое осознавание и понимание той роли, которую играют их переживания в их поведении. Обучение через опыт позволяет студентам принимать ответственность за свое обучение и поведение, что является «краеугольным камнем» для формирования профессиональной позиции психолога. Следуя циклической модели обучения через опыт, основной формой обучения является интерактивная, предполагающая: − межличностное, диалогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» и «обучающийся – обучающийся»; − работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; − активно-ролевая и тренинговая организация обучения. Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь со студентами, учет их запросов по поводу содержания, способов совместнойпознавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование и др. Целесообразным является тестовый контроль изучаемых тем, которыйотличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации по уровню знаний и эффективен при реализации рейтинговых систем. Применение тестового контроля знаний дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы; позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению дисциплине. Эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент имеет возможность сам проверить свои знания, в результате чего тестирование имеет не только контролирующие, но и обучающие функции. Необходимо отметить, что система тестирования – это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создания баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат преподавателей, однако при этом обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне освоения студентами обязательного учебного материала. Результаты текущего и рубежного тестирования – это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показатель качества работы преподавателя. Методические указания для студентов Самостоятельная работа – один из основных видов учебной работы студента. Целью самостоятельной работы является систематизация и расширение полученных в рамках дисциплины теоретических знаний, формирование умений самостоятельно мыслить, развивать творческую инициативу и исследовательские умения. Самостоятельная работа может быть аудиторной (30%) и внеаудиторной (70%). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет примерно 70% времени общей нагрузки по курсу и расписанием занятий не регламентируется. Поэтому качество сформированных компетенций, навыков практической деятельности, прежде всего, зависит от активности студентов, их включенности в содержание практических занятий, творческой позиции. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки учебного плана, рабочей программы и календарно-тематического плана учебного курса. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студента по учебному курсу осуществляется им совместно с преподавателем курса и заключается в определении содержания и объема учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на самостоятельную внеаудиторную работу, а также в установлении форм и методов контроля результатов. Периодически 1-2 раза в неделю на очных встречах с преподавателем обсуждаются результаты этой работы. Студент также может консультироваться с преподавателем с помощью электронной почты. Контроль их может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Могут также использоваться коллоквиумы, защиты творческих работ, выступления на конференциях, самоотчеты, эссе. Различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Самостоятельная работа выполняется по образцу: решение типовых задач, ответы на тестовые задания, заполнение таблиц, схем и т.д.2. Продуктивный (частично-поисковый) уровень. В ходе этих работ происходит перестройка решений, составление плана, доклада, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться и рефераты.3. Творческий (креативный) уровень. На этом уровне требуется анализ проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно провести выбор средства и методов решения. Самостоятельная работа по дисциплине «Психология критических ситуаций» предполагает задействование всех уровней самостоятельной деятельности студентов и включает в себя следующие виды:− самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами;− анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам дисциплины;− написание аннотаций научных статьей;− составление терминологических словарей/глоссариев и аннотированных указателей; − составление реферата-конспекта научных статей;− подготовка устного сообщения на основе реферата-конспекта;− чтение профессионально ориентированных текстов, постановка проблемных вопросов, подготовка к обсуждению; − самостоятельный сбор материалов, их систематизация и анализ с цельюпоследующего создания и защиты мини-брошюр по диагностике и психологической помощи в кризисных ситуациях; - подготовки банка упражнений для работы с различными категориями населения; − самостоятельный анализ психологического портрета клиента по изучаемым психодиагностическим методикам и составление рекомендаций по результатам исследования; − анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания. Освоение теоретических основ по технологиям психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях предполагает, прежде всего,систематическую работу с литературой, которая предлагается преподавателем или подбирается студентом самостоятельно. Среди разных форм работы с литературой приоритет отдается тем, которые способствуют активной переработке прочитанного, а именно - подготовке сообщений к занятиям; реферирование и аннотирование научных статей; критическая оценка публикаций и Интернет-ресурсов в рамках темы. Современные программные средства и методы работы с разносторонней информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому, что относится и к организации самостоятельной работы студентов. Одним из таких способов современной организации процесса обучения в вузе является самостоятельная работа студентов по аннотированию Интернет-ресурсов, а также созданию мини-брошюр по темам курсов. В качестве методических рекомендаций для студентов по курсу всей дисциплины предлагаются рекомендации по аннотированию Интернет-ресурсов, а также по разработке мини-брошюры «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации». Организация контроля и оценки эффективности усвоенияучебного материала При проведении аттестационных мероприятий критериями выставленияоценки являются: учебная деятельность студента по изучению дисциплины втечение семестра и качество усвоения им программного материала. При этомсамостоятельная работа студентов рассматривается как обязательная часть овладения содержанием учебной дисциплины. Итоговая аттестация по каждому курсу осуществляется по накопительной системе, а также предполагает зачет/экзамен. Зачеты проводятся устно или письменно (на усмотрение преподавателя) в очной форме. Для получения зачета по курсу студент должен предоставить не менее одной работы по каждому виду из списка предложенных ему работ для самостоятельного написания. В случае неполучение хотя бы одного из зачетов студент к итоговой аттестации по дисциплине не допускается. Основными видами контроля по дисциплине являются: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль. Предварительный контроль осуществляется до того, как начинается изучение новой дисциплины, раздела, главы или темы. Он выясняет, что студент уже знает по данному разделу, будут ли новые знания включены в систему уже имеющихся знаний, дополнят ли они эту систему или приведут к перестройке имеющихся и т.д. По результатам подготовленности каждого студента слагается оценка подготовленности учебной группы. Используя предварительный контроль, преподаватель определяет необходимую и допустимую степень сложности изложения материала и характера построения занятия, а студент актуализирует уже имеющиеся у него знания, повышает осознанность восприятия, интерес к материалу и самостоятельность в последующей работе. Текущий контроль успеваемости позволяет определить качество, глубину, объем усвоения знаний каждого раздела, темы; имеющиеся недостатки, меры по их устранению; степень ответственности студентов, уровень развития их способностей и причины, мешающие работать; уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития. Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе учебной работы и может проводиться в пределах обычных и дистанционных организационных форм занятий (лекций, практических занятий, Интернет-общения и т.д.). Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сформированных компетенций, сочетаемых с изучением нового материала, его закреплением (практическим применением). Итоговый контроль проводится по окончанию изучения курса в виде зачета или экзамена. Он должен учитывать результаты текущего тематического контроля. Цель итогового контроля – выявить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные компетенции. К итоговому контролю по курсу (экзамену) может относиться подготовка и защита проекта. Требования к содержательной части письменной работы (реферат)1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями к научным работам;2. Содержание/оглавление дает представление о логике и структуре работы; 2. Введение должно содержать обоснование значимости проблемы или опасности игнорирования данной темы в обществе и семье. Введение включает в себя формулировку цели, задач работы, описание актуальности и практической значимости проблемы, теоретический обзор выбранной темы с указанием степени ее разработанности в современной психологической науке;4. Основная часть должна содержать раскрытие темы работы и может делиться на главы и параграфы, согласно логике исследуемой темы и объему представленного материала;5. Заключение должно включать выводы, к которым пришел автор в результате исследования, а также самоанализ в виде описания трудностей, возникших при исследовании выбранной тематики;6. Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к научным работам;7. Работа может содержать словарь/глоссарий и приложения.Требования к оформлению письменной работы (реферат)1. Объем работы должен составлять не менее 15-20 машинописных листов 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала. Параметры страницы: от переплета – 3 см., все остальные – по 2 см в соответствии с требованиями к оформлению научных работ;2. Работа должна быть сдана не позднее, чем за 1 неделю до даты проведения зачета/экзамена;3. Работа должна содержать список использованных при подготовке литературных источников, в том числе указанных в тексте работы и процитированных. Количество источников, напрямую соответствующих теме, должно быть не менее 5-ти за последние 5 лет в форме монографий и учебников, учебных пособий. Также в списке литературы должно быть не менее 5-ти ссылок на статьи в современных периодических психологических,педагогических и медицинских изданиях. Требования к презентации работыДля представления реферата необходимо подготовить доклад на 5-7 минут по результатам исследованной в реферате темы, включающей мультимедийную презентацию, отражающую основные тезисы доклада. Приветствуется видеозапись фильма (подготовленного отрывка), другого иллюстративного и/или наглядного материала.Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов Оформление работы:1. Работа должна иметь титульный лист, согласно требованиям к оформлению научных работ;2. Весь текст должен быть оформлен единообразно (шрифт, интервал, абзацы, поля и т.д.), согласно требованиям к оформлению научных работ. В работе не допускается соединение различно отформатированных текстов, механически скопированных с сайтов;3. Работу необходимо подготовить в двух вариантах: бумажном и электронном. Содержание работы: Для анализа необходимо выбрать не менее 7 сайтов по тематике курса (уточняется с преподавателем) и описать их по следующей схеме: 1. Название сайта и ссылка на него;2. Основная идея сайта (чему посвящен);3. Основные разделы сайта (перечислить, указать ссылки);4. Дать краткую аннотацию информации, представленной на сайте, освещающей то или иное направление психологической помощи в кризисныхситуациях (0,5 – 1 страница). Если на сайте присутствуют статьи и публикации, раскрыть их основное содержание (выбрать 2-3 основных); 5. Раскрыть практическую значимость сайта: возможность использовать при подготовке лекций, практических занятий, для самообразования студентов; наличие ссылок на центры психологической помощи и специалистов; возможность обратиться за консультацией к специалисту или записаться в группу; наличие конкретных упражнений, практик, заданий, иллюстрирующих данное направление либо направленных на самопомощь.6. Привести в качестве примеров материал, отражающий практическую значимость (упражнения, игры, схемы, рисунки, таблицы, психодиагностические методики, рекомендации и т.д.);7. Описать научную значимость (качество и обоснованность представленной на сайте информации, ссылки на первоисточники, общий уровень сайта);8. Привести в работе (в письменном и электронном виде) иллюстрации, фотографии, таблицы, картинки, портреты ученых и психологов и т.д., размещенные на сайте и имеющие ценность для лекций и практических занятий по дисциплине.;9. Дать собственную оценку информации, представленной на сайте по 5-ти балльной шкале: - Практическая значимость, - Научная значимость, - Возможности использования материалов сайта в образовательном процессе.Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюрыПример, «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации» Формат мини-брошюры – 1/3 листа формата А4 (двухсторонняя печать). Для создания брошюры необходимо выбрать тему и целевую группу (для кого предназначена). Брошюра должна содержать в себе следующую информацию:1. «Титульный лист» с названием и/или обращением к целевой группе. Для оформления титульного листа брошюры можно использовать фотографии и рисунки;2. Краткое вступление, обоснование значимости проблемы в обществе, семье или опасности игнорирования данной темы;3. Определение психологической проблемы, ее краткое описание (например, формы насилия, мифы о насилии, стадии переживания развода и т.д.);4. Описание «симптомов», по которым можно продиагностировать данный кризис (например, черты суицидального поведения у подростков или признаки насилия у детей);5. Рекомендации по психологической помощи или самопомощи (что необходимо делать в данной ситуации и чего следует избегать);6. Координаты специалистов, к которым можно обратиться за помощью (адреса, телефоны, Интернет-сайты, e-mail).;7. Авторство (студент указывает ФИО и текущий год). Необходимо обратить внимание на следующие аспекты работы:- «Язык» брошюры должен соответствовать особенностям целевой группы (то есть быть понятным для тех, кому она предназначена);- брошюра должна содержать основную информацию, но не должна быть переполнена текстом;- оформление брошюры (расположение текста, выбор шрифтов и картинок, сочетание цветов и т.д.) должно быть аккуратным и гармоничным (в соответствии с законами восприятия);- основное содержание брошюры должно отвечать этическим нормам психолога (применение принципов «не навреди (безопасности)», и «обеспечение свободы клиента»), показывать возможности разрешения ситуации и выхода из нее (использование принципов позитивности и потенциальности). Критерии оценки (начисления баллов)1. Своевременность сдачи письменной работы: - максимальное количество баллов (проект сдан вовремя); - минимальное количество (проект сдан за 2 дня). В случае, если студент приносит проект менее, чем за 2 дня до экзамена, он не допускается к экзамену;2. Соответствие оформления работы требованиям, предъявляемым к оформлению научных работ:- максимальное количество баллов (проект оформлен в соответствии со всеми требованиями);- минимальное количество баллов (небрежность оформления, неправильно оформленный список литературы, титульный лист и т.д.);3. Количество использованных научных источников, а также их современность:- максимальное количество баллов (список содержит более 10 научных источников, не позднее, чем за последние 5 лет);- минимальное количество баллов (список содержит менее 5 научных источников или все публикации год издания давностью свыше 5 лет).4. Подготовка работы к защите и ее аргументация во время экзамена: - максимальное количество баллов (уверенные и аргументированные ответы на вопросы, с предоставлением раздаточного материала);- минимальное количество баллов (неумение кратко изложить основные тезисы проекта, неумение четко и аргументировано отвечать на вопросы по содержанию проекта, отсутствие мультимедийной презентации и/или раздаточных материалов);5. Соответствие представленного содержания работы заявленной тематике:- максимальное количество баллов (методология работы соответствует разработке кризисной/чрезвычайной ситуации с учетом объективных обстоятельств и личного превентивного ресурса субъекта(-ов) работы);- минимальное количество баллов (отсутствие методологии);6. Эффективность и целесообразность приведенных в работе методов и форм психологической помощи:- максимальное количество баллов (использованные в работе мето

Наши рекомендации