Основы кризисных ситуаций и банкротства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………

Глава 1 Основы кризисных ситуаций и банкротства

1.1 Диагностика кризисных ситуаций

1.2 Механизм развития банкротства

Глава 2 Сущность банкротства и анализ процедур применяемых к должнику

2.1 Сущность, виды и процедуры банкротства

2.1 Ликвидационные процедуры, применяемые к должнику

Глава 3 Проблема несостоятельности ООО”Альбатрос”

3.1 краткая характеристика )ООО”Альбатрос”

3.2 мероприятия финансового оздоровления ООО”Альбатрос”

Заключение

Список литературы

Введение

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Все это указывает на актуальность поиска решений и процедур по отношению к предприятию - должнику(банкроту)

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы банкротсва и мероприятий применяемых к должнику на примере ООО”Альбатрос”

В Соответствии с поставленной целью необходима решить следующие задачи:

1. Рассмотреть формирование кризисной ситуации предприятия и определить начальные стадии банкротства

2. Определить сушность , виды банкротства и ликвидационных процедур применяемых к должнику

3. Проанализировать Финансовое состояние ООО”Альбатрос” и определить процедуры ,способствующие вывести предприятие из ситуации кризиса или признающие его банкротом.

Объектом данного исследования является несостоятельность предприятия

Предметом исследования выступает процесс применения ликвидационных процедур по отношению к должнику

Структура работы включает в себя введение, три главы “ Основы кризисных ситуаций и банкротства ” ,” Сущность банкротства и анализ процедур применяемых к должнику ”,” Проблема несостоятельности ООО”Альбатрос””, заключение, список литературы.

В процессе выполнения работы были использованы учебники рекомендованные по курсу Антикризисного управления, менеджмента, статьи российских и зарубежных авторов, интернет ресурсы.

Основы кризисных ситуаций и банкротства

1.1Диагностика кризисных ситуаций

Важной составляющей системы банкротства является диагностика состояния предприятия, контроль и своевременное упреждение и предотвращение кризисных ситуации. Своевременная и качественная диагностика и профилактическая работа главная задача управления предприятием вообще и кризисного в частности. Работа по диагностике проводится в несколько этапов, главными из которых являются:

а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;

б)своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;

в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия предприятия, как уже отмечалось, причинная зависимость кризисных ситуаций, скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана постоянным изменением рыночных ориентации потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия и тем более для экономики в целом, хотя история знает подобные всеобщие кризисы, которые стали причиной банкротства экономики в целом (экономические кризисы).

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки; однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов.

Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к [1]наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия).

Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

1) размер и структура потребностей населения;

2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;

4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах.

Важным является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятием.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

– задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

– изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;[2]

– увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;

– увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;

– уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценивание акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение коммерческой деятельности пред-л приятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей экономической системы.

Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции.

1.2 Механизм развития банкротства

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка – естественное явление. За счет этого слабые предприятия прекращают свое существование, а более устойчивые развиваются.

Основным инструментом оздоровления экономики является банкротство. Причины и предпосылки банкротства предприятий зародились в период плановой экономики СССР. В условиях централизованного финансирования капитальных вложений предприятия строились крупными и в силу этого не гибкими. Каждое предприятие специализировалось на своих производственных функциях. В результате появились крупные, монополизированные предприятия, многие из которых оказались неконкурентоспособными из-за поступления на рынок импортных товаров. Вложение оборотных средств происходило неравномерно. У одних наблюдался избыток средств, у других их едва хватало на развитие хозяйственной деятельности. В результате накопилась достаточно высокая доля морально и технически устаревших предприятий. Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В условиях рынка такие предприятия оказались неконкурентоспособными Административно - плановая экономика выработала экономическую среду и концепцию управления предприятием, приведшую российские предприятия к финансовому кризису.[6]

В плановой экономике все принадлежало государству. И в случае финансовой несостоятельности хозяйствующего субъекта финансовые ресурсы перераспределялись от одного хозяйствующего субъекта к другому. В условиях рыночного хозяйствования хозяйствующие субъекты стали самостоятельно отвечать по своим обязательствам.

Становление рыночной экономики объективно обуславливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности, осуществляется посредством национального рынка и складывающейся на данный момент рыночной ситуации. Неравномерное развитие экономики характеризуется как кризисная ситуация, и преодоление ее возможно с помощью механизма банкротства основы кризисных ситуаций и банкротства - student2.ru

Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в силах оплатить свою задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия и рыночным инструментом перераспределения капитала.

Существует множество определений банкротства, но наиболее четкое дано Н. А. Бреславцевой. Ею определено, что банкротство – это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств.

Действительно, многие предприятия и физические лица вступают в многочисленные кредитно-денежные отношения. В ряде случаев денежный размер обязательств превышает определенный предел, и наступает невозможность погашения обязательств. Юридические и физические лица объявляются несостоятельными (банкротами).

Несостоятельность хозяйствующих субъектов – распространенное явление в рыночной экономике. Оно рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, характеризуемое неплатежеспособностью субъекта по своим обязательствам.

Несостоятельность, по мнению И. Г. Кукукиной, это финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Если же у предприятия наблюдается обратный эффект, то имеет место необратимая неплатежеспособность.[7]

В дореволюционной России различали несколько видов несостоятельности.

1. Несчастная или неосторожная – возникающая не по вине собственника.

2. Злостная или злонамеренная – возникающая по вине собственника.

3. Расточительная несостоятельность, или простое банкротство, – возникающая из-за нерациональной финансовой политики, нецеленаправленное использование доходов.

4. Корыстное или тяжкое банкротство – возникающее в результате умышленного сокрытия должником собственного имущества для получения отсрочки платежа, прощения долга, получения личной выгоды.

Банкротство – это прекращение хозяйственной деятельности ввиду отсутствия финансовой возможности восстановить платежеспособность на основе порядков, установленных законодательством.

В экономической практике выделяют несколько видов банкротства.[8]

1. Реальное банкротство организации, характеризующееся неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие огромной суммы кредиторской задолженности не позволяют вести нормальную производственно-хозяйственную деятельность. Санирующими мероприятиями могут быть проведение конкурсного производства (ликвидация организации) или реорганизация.

2. Временное (условное) банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукцией, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.

3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда в личных интересах и интересах третьих лиц.

4. Фиктивное банкротство – это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов.

Возникающие кредитно-денежные отношения между должником и кредитором иногда вызывают разногласия. Разрешить конфликтную ситуацию помогает институт несостоятельности (банкротства).

Институт несостоятельности – комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и других отраслей права. Институт несостоятельности (банкротства) служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

В ходе исторического развития регулирования отношений собственности, в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов, первоначально был создан специальный институт торгового права – конкурсное производство. Цель правового института – соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности.

В ходе исторического развития назрела необходимость создания такого инструмента, который был бы способен защитить личную и корпоративную деятельность от опасно высоких или существенных убытков, а также помогать в выявлении политических и экономических приоритетов и ответственности.

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации.

Институтом несостоятельности и банкротства решаются две задачи:

• во-первых, должнику обеспечивается защита от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить;

• во-вторых, защищаются интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, при обеспечении сохранности имущества и справедливого его распределения между кредиторами.

В настоящее время задачей института банкротства в развитых рыночных странах является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Экономическая сущность банкротства заключается в реализации максимально возможного риска экономического субъекта, в условиях рыночного хозяйствования и определения степени ответственности хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности.

Банкротство как элемент хозяйственного механизма имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительными моментами следует считать:

• ликвидацию предприятия-должника и возвращение долгов кредиторам через исполнение обязательств, назначенных судом;

• создание нового бизнеса;

• смену состава руководителей, не исполняющих свои обязанности, замену временных руководителей на профессиональных руководителей, передачу бизнеса в более надежные руки;

• передачу бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот;

• восстановление финансовой устойчивости и реструктуризацию предприятия с целью выхода из кризисной ситуации.

К негативным моментам относят:

• потерю кредиторами части бизнеса;

• возникновение нового, последующего банкротства;

• ухудшение социальной жизни работников предприятия;

• сокращение рабочих мест, а вследствие этого снижение платежеспособности населения;

• сужение потребительского рынка;

• возможность возникновения криминального банкротства, связанного с переделом собственности и разворовыванием имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.

Однако банкротство организаций возникает вследствие негативного воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов.

Наши рекомендации