Тема 3. Этапы психологического исследования
Можно говорить о следующих этапах экспериментального психологического исследования.
Постановка проблемы. В контексте объективной действительности выделяется проблема (она может быть спущена «сверху» в виде директивы, поставлена заказчиком прикладного исследования). Далее выделяется объект среди бесчисленного множества объектов объективной реальности.
Выбор концепции, предмета, построение модели. Выделяется аспект изучения объекта (предмет), который связан с соответствующей концепцией (идеологией). Далее строится модель объекта и eго окружения в связях и отношениях с окружающей действительностью. Выдвигается гипотеза.
Планирование исследования. Производится планирование процесса исследования, выбираются некоторые его методы (эксперимент, наблюдение, литературное исследование). Выделяются фазы: а) выбор переменных; б) определение параметров этих переменных: единицы измерения, точность, шкалы, диапазон изменения, временные интервалы изменения, методы контроля; в) выбор методики, аппаратуры; г) отбор испытуемых; д) отбор экспериментаторов; е) построение плана-программы исследования.
Исследование, проводимое на основе составленной программы. Выделяют следующие фазы: а) подготовка условий для исследования (включение и настройка аппаратуры, подготовка анкет и методов регистрации, подготовка стимульного материала и аппаратуры для его предъявления, подготовка условий для нормальной работы испытуемого: сангигиенические условия, психологическая aтмосфера); б) подготовка испытуемого, «включение» его в систему эксперимента: посадка за пульт, в кресло, установка электродов, дача инструкций; в) проведение эксперимента, г) «обратная обработка» объекта («выключениеиз системы» — выход из кабины, снятие электродов), краткий отчет перед испытуемым, оплата; д) заключительная часть: выключение установок, сбор анкет, предварительная классификация материала, заполнение соответствующей документации (журналы регистрации расхода материалов, использования аппаратуры, техники безопасности; датировка материала).
Обработка. Проводится работа по упорядочиванию полученного материала. Если на предыдущих этапах происходило увеличение разнообразия (числа параметров, коэффициентов, единичных измерений, источников и т. п.), то теперь встает обратная задача — его ограничение. Для этих целей служат все методы обработки, в том числе статистические. Можно выделить такие фазы: а) предварительная обработка (запись результатов, построение таблиц, графиков, оценка точности, оценка разброса, обнаружение ошибок, оценка их параметров, сопоставление результатов, полученных разными методами, ликвидация выбросов, заполнение «пустот»; б) построение распределения, определение его характера; вычисление критериев различия по отношению к теоретической кривой, выравнивание распределения; в) группировка — классификация, изучение структуры; вычисление критериев различия, корреляций, выделение факторов и корреляционных плеяд, построение регрессии и т. п.; г) формулировка предварительных выводов. Обычно большинство экспериментальных работ на этом заканчиваются.
Интерпретация. На основе предварительных выводов делаются общие, подбирается или формулируется соответствующая гипотеза, теория, которым отвечают полученные данные. Делаются выводы относительно того, насколько соответствуют полученные данные данным второго этапа. Эта работа проводится в обобщающих статьях, монографиях. Этап включает такие фазы: а) определение характера отношений, поиск аналогов, координация получаемых эмпирических закономерностей с аналогичными эмпирическими законами; б)выбop уровня объяснения (физиологические механизмы, переменные ситуации, математическая, социологическая, генетическая или другая модель.); в) поиск главной причины; г) поиск психологических осей, трактовка полученных данных в общепсихологических терминах; д) выдвижение новых гипотез; е) построение окончательной модели; ж) определение прироста «нового знания».
Включение в систему знаний. Проводится работа по включению полученных знаний в арсенал данной науки, строится и уточняется теория. Определяется место полученных данных в современной научной картине мира. Эта работа проводится в обобщающих теоретических монографиях данной науки, философской литературе. Можно выделить фазы: a) перевод полученных знаний на философский язык; б) поиск места в «картине мира», куда можно «включить» полученные новые знания; в) включение в систему.
В процессе научного исследования мы пользуемся различными методами преобразования информации. При формулировании проблемы и при включении вновь полученных и преобразованных знаний в научную картину мира мы пользуемся методами диалектической логики. При формулировке концепции и интерпретации данных мы пользуемся методами формальной логики и математики. Планирование исследования и обработка его результатов происходит с применением методов математики и статистики. В самом процессе исследования используются методы статистики, физики, теории измерений. Как можно видеть, данная система методов преобразования информации также обладает свойствами симметрии, и осью симметрии является эксперимент. В процессе исследования, кроме того, происходит перешифровка данных с одного уровня обобщенности на другой. Такой процесс трансляции происходит в любом экспериментальном исследовании, будь то физический, биологический или любой иной эксперимент. Специфика психологического исследования состоит в том, что оно не может использовать только собственно психологический язык, но оно неизбежно должно базироваться также на языках философском, физиологическом, физическом, математическом. Можно видеть соответствие между методами, используемыми в эксперименте, и языком описания. С. Стивенс во вводной статье к сборнику «Экспериментальная психология» подчеркивает, что прежде, чем производить какую-либо обработку психологического материала, необходимо произвести трансляцию с языка эмпирической науки (психологии) на язык математики [ ]. В то же время применение математики в психологии встречает целый ряд трудностей. Одна из них состоит в переходе от психологического языка описания к математическому для построения математической модели, использования математических методов. При этом мы имеем несколько ступеней трансляции: с психологического на физиологический, с физиологического на физический, и только с физического можно перейти к математическому. Естественно, что в процессе трансляции теряется информация и существует вероятность подмены понятий. Так называемые точные науки находятся в этом отношении в более выгодном положении. Можно говорить и об oбратной задаче: ретрансляция результатов, полученных на языке математики, на психологический
язык. Она также чревата потерями информации, подменой понятий и т. п.