Методы психологического познания. Этапы психологического исследования.

Методы психологического исследования. Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные).

Этапы психологического исследования (ориентировочный, планирования, собственно экспериментирование, обработка экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов).

Характеристика памяти как познавательного процесса человека. Развитие памяти в младшем школьном возрасте.

Определение памяти. Классификации видов памяти (по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; по степени волевой регуляции памяти; по продолжительности закрепления и сохранения материала в памяти).

Память как процесс (запоминание, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание). Методики диагностики памяти (пары слов).

Внимание как психический процесс. Развитие внимания младшего школьника.

Определение внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Качества внимания (интенсивность, объем, переключение, распределение, концентрация, направленность, устойчивость).

Особенности формирования и развития внимания в младшем школьном возрасте. Методики диагностики внимания (черно-красная таблица, перепутанные линии, корректурная проба).

Характеристика мышления как познавательного процесса человека. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

Определение мышления. Классификация видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое).

Мышление как процесс (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Характеристика особенностей развития мышления младших школьников. Методики диагностики мышления (сходства).

Характеристика воображения как познавательного процесса человека. Развитие воображения детей младшего школьного возраста.

Понятие о воображении. Виды воображения (по степени активности, по степени волевых усилий).

Роль фантазии в игровой и учебной деятельности детей. Особенности формирования и развития воображения в младшем школьном возрасте.

Эмоционально-волевая сфера личности. Развитие эмоциональных и волевых качеств личности младших школьников.

Общее понятие об эмоциях и чувствах. Виды чувств человека (моральные, интеллектуальные, эстетические). Формы переживания чувств (собственно эмоции и чувства, аффекты, страсти, стресс, настроение).

Понятие о воли. Структура волевого действия (простого и сложного). Волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, смелость, мужество и др.).

Развитие эмоциональных и волевых качеств личности детей младшего школьного возраста.

Личность как социальное качество человека. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Составные слагаемые человеческой реальности (индивид, личность, индивидуальность). Психологические характеристики личности: устойчивость свойств личности, единство личности, активность личности.

Структура личности по К. К. Платонову: направленность и опыт личности, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Особенности развития личности младшего школьника.

Темперамент как индивидуально-типологические особенности личности. Учет темперамента младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Определение темперамента. Различные подходы к рассмотрению темперамента. Основные типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и их психологическая характеристика.

Учет темперамента младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Характер как индивидуально-психологические особенности личности. Формирование характера в младшем школьном возрасте.

Определение характера. Структура характера (черты характера: характеризующие отношение человека к обществу; к труду; к самому себе; к вещам). Проявления характера (типичные и индивидуальные особенности в характере).

Особенности формирования характера младшем школьном возрасте.

Наши рекомендации