С. М. ШИНГАЕВ
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
АЛЬБОМ СХЕМ
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ эмоции, чувства | |
ВОЛЕВЫЕ процесс принятия решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др. | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ощущение, восприятие, мышление, память, речь, внимание | |
направленность, темперамент, способности, характер | |
подъем, угнетенность, интерес, убежденность, апатия, сомнение и др. | |
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА | | | | | | | | | | | | | |
| | | | |
|
| | Психика является формой отражения, она регулирует поведение, действия людей | | | | | Принцип единства сознания и деятельности | |
| | Психика человека - функция высокоорганизованной материи – мозга | |
|
|
| | | | | |
|
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
| | | | | | | |
| | |
|
| | | | |
|
| |
|
|
| | ГРУППИРОВКА ЧАСТЕЙ В НАПРАВЛЕ-НИИ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ, БЛИЗОСТИ, РАВНОВЕСИЯ | |
|
| | ТЕНДЕНЦИЯ КАЖДОГО ПСИХИЧЕС-КОГО ФЕНОМЕНА ПРИНЯТЬ БОЛЕЕ ЗАВЕРШЕННУЮ ФОРМУ | |
БИХЕВИОРИЗМ
ЛИЧНОСТЬ – СУММА МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
| | | | | |
| | |
| | · отрицание сознания как предмета научного исследования · решение проблемы достигается методом проб и ошибок · основные методы – наблюдения и эксперимент · научение – приобретение организмом новых форм поведения · разработка категории действия | |
| |
|
|
ПСИХОАНАЛИЗ
Понятие «бессознательное» - то, что вытеснено из сознания.
2. Принцип психического детерминизма.
3. Мотивационные аспекты.
4. «Гидравлическая система сообщающихся сосудов» - принцип сохранения энергии.
| | | |
| |
| | |
|
| | корни неврозов находятся в детском возрасте | |
|
| | |
|
СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯNbsp; НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
| | | |
| | | |
|
| ПОТРЕБНОСТИ Ø ДУХОВНЫЕ (В ЗНАНИЯХ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИИ) Ø МАТЕРИАЛЬНЫЕ (В ПИЩЕ, ЖИЛЬЕ, ОТДЫХЕ) | |
СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | СИЛЬНЫЕ | СЛАБЫЕ |
БЕЗУДЕРЖНЫЙ | ЖИВОЙ | ИНЕРТНЫЙ |
ОСОБЕН-НОСТИ НЕРВ-НЫХ ПРОЦЕС-СОВ | СИЛА УРАВНО-ВЕШЕН-НОСТЬ ПОДВИЖ-НОСТЬ | СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕ-ШЕННЫЙ ПОДВИЖНЫЙ | СИЛЬНЫЙ УРАВНО-ВЕШЕННЫЙ ПОДВИЖ-НЫЙ | СИЛЬНЫЙ УРАВНОВЕ-ШЕННЫЙ ИНЕРТНЫЙ | СЛАБЫЙ НЕУРАВ-НОВЕ-ШЕННЫЙ ПОД-ВИЖНЫЙ ИЛИ ИНЕРТ-НЫЙ |
ТЕМПЕ-РАМЕНТ | | ХОЛЕРИК | САНГВИНИК | ФЛЕГМАТИК | МЕЛАН-ХОЛИК |
СПОСОБНОСТИ
Уровни развития способностей
ХАРАКТЕР
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
| | | | |
| | | Личность как уникальная целостная система, «открытая возможность» самоактуализации человека | |
|
|
| |
| | Человек изучается в его целостности | |
|
| | |
|
| | Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью | |
|
| | Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия человека | |
|
| | Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, являющимися частью его природы | |
|
| | Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации, благодаря смыслам и ценностям | |
|
| | Человек – активное, творческое существо | |
|
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
ВОЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| | | |
| |
| | ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ УПОРСТВО САМООБЛАДАНИЕ ВЫДЕРЖКА | |
|
|
| ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ | |
Профессиональное здоровье –свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные меха-
низмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессио-
нальной деятельности
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |
| | высокая приспособляемость к изменяющимся условиям профессиональной деятельности | |
| | | психическая уравновешенность, оптимизм | | | умение самопроектировать будущее | |
|
|
| | стремление к обретению смысла осуществляемой деятельности | | | ответственность перед собой, близкими, коллегами по работе | | | состояние производительной работоспособности | |
|
| | способность к свободному волепроявлению и самоконтролю | |
| | | предрасположенность к творчеству в деятельности | | | общительность и чувство юмора | |
|
|
| | | | | | |
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
| | | |
| | Изучение состояния. Определение задач, вопроса и рабочей гипотезы. Разработка методики. | |
| |
|
|
| | Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Применение различных методов. | |
| |
|
|
| | Количественная обработка данных исследования. Определение средних величин, меры рассеивания данных, коэффициентов корреляции и др. Построение графиков. | |
| |
|
|
| | Интерпретация данных. Формулирование выводов. | |
| |