Роли по решению задач и оказанию поддержки
Мы являемся социальными существами. Мы взаимодействуем с учителями, друзьями, знакомыми, посторонними людьми. Взаимодействуя, мы используем определенные роли. Роль - это круг функций и видов поведения, соответствующих принятым нормам в обществе. Например, роль воспитателя, роль отца и т. д. Таким образом, каждый играет в жизни много ролей, при этом на собственное понимание и прошлый опыт. Люди, объединенные в один коллектив или группу, занятые решением определенных задач, взаимодействуют друг с другом. Стиль взаимодействия различен, он зависит от характера человека, его прошлого опыта и т. д. Эти стили поведения называются групповыми ролями. Многие из них носят яркие названия: тиран, козел отпущения, жалобщик и т. п.
Анализируя процесс взаимодействия, Р.Бейлз выделил две функции поведения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предположений, мнений, информации. Функции поддержки связаны с эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют сплоченности и объединению, что облегчает достижение групповых целей. И поведение, связанное с функцией решения задачи, и поведение, связанное с функцией поддержки, может облегчать или затруднять работу группы. Например, чрезмерная зависимость - это отрицательное поддерживающее поведение, так как зависимые члены вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета и поддержки у руководителя или других участников. Функции решения задачи и поддержки постоянно взаимодействуют. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Когда группа работает над задачей, кто-нибудь из ее участников может демонстрировать поддерживающее поведение для снижения уровня напряжения. Когда группа отдыхает, кто-нибудь из участников старается ориентировать группу на решение задачи. Чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, а другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных отношений.
Роли, связанные с групповой задачей:
Инициирующий - предлагает идеи;
Разрабатывающий - разрабатывает идеи и предложения;
Координирующий - объединяет идеи, пытается координировать действия;
Ориентирующий - направляет группу к целям, выявляет отклонения;
Критикующий - критически оценивает идеи;
Побуждающий к действию - подталкивает к принятию решения.
Роли связанные с групповой поддержкой:
Поощряющий — поощряет других.
Гармонизирующий - выступает посредником при расхождении мнений, снижает напряжение во время конфликтов.
Идущий на компромисс - поступается в чем-то своим мнением.
Пассивно следующий - выступает слушателем [18].
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ»________________________________
Роли по решению задач и оказанию поддержки [18]. Члены группы обеспечиваются обратной связью относительно их обычного поведения во взаимодействии. Роли определяются для того, чтобы дать возможность участникам оценить свой вклад в группу. Участники узнают, какое поведение представлено чрезмерно, какое недостаточно. Внутренний круг в течение 15-20 минут ведет дискуссию на какую-либо заданную тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного участника во внутреннем круге и отмечает, как часто партнер демонстрирует разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Является оно продуктивным или непродуктивным. Регистрируются не только описанные выше продуктивные виды поведения, но и непродуктивные: избегание, смена темы, поиск признания, доминирование, агрессия и т. д. После дискуссии внешний круг делится своими наблюдениями. После этого участники меняются ролями. В заключение обсуждается с какой частотой и как распределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Можно провести несколько таких круглых аквариумов, при этом можно менять состав внешнего и внутреннего круга, можно заранее задавать роль, которую должен демонстрировать участник, таким образом, участники могут лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с другими видами ролей. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ-2»_______________________________
Обсуждение: | Выявление скрытого лидера [21]. Внутреннему кругу раздаются групповые роли - лидер, звезда, козел отпущения, рядовые и т. д. каждому. Ведущий предлагает выбрать участнику ту роль, которую он реже всего выполняет в жизни. Например, лидером назначается человек, который в жизни не реализует свои доминирующие качества. После этого группе предлагается поговорить на какую-то тему, лидер задает тон и вся группа, зная, кто лидер, старается поддерживать его идеи. Задание наблюдателям за кругом - узнать, кто же является лидером. Удалось ли удержаться в роли лидера? Что чувствовал при этом? Удалось ли выявить лидера? Как группа себя чувствовала с этим лидером? |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ-3»_______________________________
Заданный коммуникативный стиль. |
Информация для психолога. Как пишет В. Сатир: «Люди прибегают к четырем типам поведения, чувствуя угрозу отвержения. Реагируя на эту угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, может:
- заискивать, чтобы другой человек не сердился;
- обвинять, чтобы другой считал его сильным;
- рассчитать все так, чтобы избежать угрозы.
- отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу» [20].
Любой из этих четырех типов реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки. Есть другой тип реагирования - уравновешенный или гибкий. При нем отношения открытые, свободные и честные, не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. В состоянии внутреннего равновесия вы сможете по прежнему заискивать, если захотите, обвинять, если вам это нравится, пускаться в дебри умственных построений или устраниться. Различия в данном случае заключаются только в том, что вы будете делать это осознанно и будете готовы к любым последствиям. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Когда человек говорит: «Ты мне нравишься» - голос его звучит мягко. Если он говорит: «Я зол!», его голос грубый и лицо напряженное. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Преимущество этой позиции в том, что она целостна и свободна. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.
Участники имеют возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратных связей.
Внутренний круг участвует в дискуссии на определенную тему, заранее выбрав один из коммуникативных стилей, например, из описанных В.Сатир [20]:
Умиротворяющий. Угождающий и соглашающийся человек, постоянно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
Обвиняющий. Противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными, объясняет объективными причинами свои недостатки, действует высокомерно. Говорит громким, властным голосом.
Человек-компьютер. Спокойный, холодный, собранный, ультрарассудительный, избегает выражать свои чувства, переживания. Говорит абстрактно, монотонно. Выглядит негибким, зажатым.
Уводящий в сторону. Высказывает неуместные суждения, приводит всех в недоумение, интонации могут не соответствовать словам, кажется неуклюжим. Через 10-15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем участвовавшие делятся своими впечатлениями. После этого участи меняются ролями.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ТРОЙКА»____________________________________________
Группе предлагается изобразить, например, тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадями, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажирами, колокольчиком и т. д. Все участники встают соответственно, своей роли, и, таким образом получается тройка, причем тройка должна проехать круг и постараться не развалиться по пути. После выполнения упражнения участники делятся своими ощущениями, как себя чувствовали выбранным элементом. Например, «Я - колесо...». Общие впечатления о тройке, о поведении отдельных участников о функциональных способностях средства передвижения. Затем упражнение можно повторить, участники могут попробовать себя в другой роли. После выполнения упражнения они могут поделиться впечатлениями, сравнить в какой роли им было комфортнее, поразмышлять почему. |