Роли по решению задач и оказанию поддержки

Мы являемся социальными существами. Мы взаимодействуем с учителя­ми, друзьями, знакомыми, посторонними людьми. Взаимодействуя, мы исполь­зуем определенные роли. Роль - это круг функций и видов поведения, соот­ветствующих принятым нормам в обществе. Например, роль воспитателя, роль отца и т. д. Таким образом, каждый играет в жизни много ролей, при этом на собственное понимание и прошлый опыт. Люди, объединенные в один коллек­тив или группу, занятые решением определенных задач, взаимодействуют друг с другом. Стиль взаимодействия различен, он зависит от характера человека, его прошлого опыта и т. д. Эти стили поведения называются групповыми ро­лями. Многие из них носят яркие названия: тиран, козел отпущения, жалоб­щик и т. п.

Анализируя процесс взаимодействия, Р.Бейлз выделил две функции пове­дения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предположений, мнений, инфор­мации. Функции поддержки связаны с эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют сплоченности и объединению, что облегчает достижение групповых целей. И поведение, связанное с функцией решения задачи, и пове­дение, связанное с функцией поддержки, может облегчать или затруднять ра­боту группы. Например, чрезмерная зависимость - это отрицательное поддерживающее поведение, так как зависимые члены вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета и поддержки у руководителя или других участников. Функции решения задачи и поддержки постоянно взаимодействуют. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Когда группа работает над задачей, кто-нибудь из ее участников может демонстрировать поддерживающее поведение для снижения уровня напряжения. Когда группа отдыхает, кто-нибудь из участников старается ориентировать группу на решение задачи. Чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, а другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных отношений.

Роли, связанные с групповой задачей:

Инициирующий - предлагает идеи;

Разрабатывающий - разрабатывает идеи и предложения;

Координирующий - объединяет идеи, пытается координировать действия;

Ориентирующий - направляет группу к целям, выявляет отклонения;

Критикующий - критически оценивает идеи;

Побуждающий к действию - подталкивает к принятию решения.

Роли связанные с групповой поддержкой:

Поощряющий — поощряет других.

Гармонизирующий - выступает посредником при расхождении мнений, снижает напряжение во время конфликтов.

Идущий на компромисс - поступается в чем-то своим мнением.

Пассивно следующий - выступает слушателем [18].

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ»________________________________

  Роли по решению задач и оказанию поддержки [18]. Члены группы обеспечиваются обратной связью относительно их обычного поведения во взаимодействии. Роли определяются для того, чтобы дать возможность участникам оценить свой вклад в группу. Участники узнают, какое поведение представлено чрезмерно, какое недостаточно. Внутренний круг в течение 15-20 минут ведет дискуссию на какую-либо заданную тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного участника во внутреннем круге и отмечает, как часто партнер демонстрирует разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Является оно продуктивным или непродуктивным. Регистрируются не только описанные выше продуктивные виды пове­дения, но и непродуктивные: избегание, смена темы, поиск признания, доминирование, агрессия и т. д. Пос­ле дискуссии внешний круг делится своими наблюде­ниями. После этого участники меняются ролями. В заключение обсуждается с какой частотой и как рас­пределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Можно провести несколько таких круглых аквариумов, при этом можно менять состав внешнего и внутрен­него круга, можно заранее задавать роль, которую дол­жен демонстрировать участник, таким образом, учас­тники могут лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с другими видами ролей.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ-2»_______________________________

Обсуждение: Выявление скрытого лидера [21]. Внутреннему кругу раздаются групповые роли - ли­дер, звезда, козел отпущения, рядовые и т. д. каждому. Ведущий предлагает выбрать участнику ту роль, кото­рую он реже всего выполняет в жизни. Например, ли­дером назначается человек, который в жизни не реа­лизует свои доминирующие качества. После этого группе предлагается поговорить на какую-то тему, лидер задает тон и вся группа, зная, кто лидер, стара­ется поддерживать его идеи. Задание наблюдателям за кругом - узнать, кто же является лидером. Удалось ли удержаться в роли лидера? Что чувствовал при этом? Удалось ли выявить лидера? Как группа себя чувствовала с этим лидером?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ-3»_______________________________

  Заданный коммуникативный стиль.

Информация для психолога. Как пишет В. Сатир: «Люди прибегают к четырем типам поведения, чувствуя угрозу отвержения. Реагируя на эту угро­зу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, может:

- заискивать, чтобы другой человек не сердился;

- обвинять, чтобы другой считал его сильным;

- рассчитать все так, чтобы избежать угрозы.

- отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу» [20].

Любой из этих четырех типов реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки. Есть другой тип реагирования - уравновешенный или гибкий. При нем отношения открытые, свободные и честные, не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. В состоянии внутреннего равновесия вы сможете по прежнему заискивать, если захотите, обвинять, если вам это нравится, пускаться в дебри умственных построений или устраниться. Различия в данном случае заключаются только в том, что вы будете делать это осознанно и будете готовы к любым последствиям. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Когда человек говорит: «Ты мне нравишься» - голос его звучит мягко. Если он говорит: «Я зол!», его голос грубый и лицо напряженное. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Преимущество этой позиции в том, что она целостна и свободна. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.

Участники имеют возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратных связей.

Внутренний круг участвует в дискуссии на определенную тему, заранее выбрав один из коммуникативных стилей, например, из описанных В.Сатир [20]:

Умиротворяющий. Угождающий и соглашающийся человек, постоянно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

Обвиняющий. Противоположен умиротворяющему. Упрекает, прово­цирует, считает других виновными, объясняет объективными причинами свои недостатки, действует высокомерно. Говорит громким, властным голосом.

Человек-компьютер. Спокойный, холодный, собранный, ультрарассудительный, избегает выражать свои чувства, переживания. Говорит абстрактно, монотонно. Выглядит негибким, зажатым.

Уводящий в сторону. Высказывает неуместные суждения, приводит всех в недоумение, интонации могут не соответствовать словам, кажется неуклюжим. Через 10-15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем участвовавшие делятся своими впечатлениями. После этого участи меняются ролями.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТРОЙКА»____________________________________________

  Группе предлагается изобразить, например, тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадями, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажирами, колокольчиком и т. д. Все участники встают соответственно, своей роли, и, таким образом получается тройка, причем тройка должна проехать круг и постараться не развалиться по пути. После вы­полнения упражнения участники делятся своими ощу­щениями, как себя чувствовали выбранным элемен­том. Например, «Я - колесо...». Общие впечатления о тройке, о поведении отдельных участников о функци­ональных способностях средства передвижения. За­тем упражнение можно повторить, участники могут попробовать себя в другой роли. После выполнения упражнения они могут поделиться впечатлениями, сравнить в какой роли им было комфортнее, пораз­мышлять почему.

Наши рекомендации