Слайды к разделу 6 в приложении.
Приложение 1: Словарь терминологии по стрессу и его преодолению
Стресс | Широко применяемый термин, обозначающий все явления, воздействие которых приводит к необходимости приспосабливаться к новым условиям жизни. Например, все, что мы считаем трудностями, вызывает стресс, даже если мы идем на это осознанно. Основной отличительной чертой является то, что мы вынуждены фокусировать наше внимание и приспосабливать поведение, что в свою очередь приводит к определенным энергетическим затратам |
Стрессовый раздражитель | Стрессовым раздражителем является все, что провоцирует возникновение стресса. Дождь, приведенный в качестве примера в Модуле 2, является стрессовым раздражителем |
Потенциал преодоления стресса | Несмотря на то, что точно не известно, какова максимальная переносимая стрессовая нагрузка, каждый из нас подвергается стрессу в той или иной степени. Это дает основание утверждать, что каждый человек имеет определенный потенциал преодоления стресса. В данном случае можно провести аналогии с кувшином воды. Маленький кувшин вмещает не больше одного литра воды, в то время как в большом можно унести до десяти литров. Если переливать воду из полного десятилитрового кувшина в однолитровый, объем меньшего кувшина очень быстро будет заполнен. Аналогично, чем больший объем стресса вбирает в себя человек, тем меньше становится его потенциал преодоления |
Стрессовая нагрузка | Каждый, даже ребенок, вынужден переносить определенное количество стресса в своей каждодневной жизни. Когда мы исчисляем количество стресса, речь идет о стрессовой нагрузке. Возвращаясь к предыдущей аналогии, стрессовая нагрузка – это количество налитой в кувшин воды. Любое увеличение стрессовой нагрузки означает соответственное уменьшение потенциала преодоления стресса |
Преодоление | Широко применяемый термин, обозначающий все действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы приспособиться к трудностям, которые несет с собой стресс. В самой малой степени, преодоление проявляется в любых мерах, принятых для снижения негативного воздействия стресса. Таким образом, снижается стрессовая нагрузка. Например, если кувшин почти полон, можно попытаться перелить воду в другой сосуд, отпить, полить цветы или напоить животных. Подобные действия являются конструктивными мерами по использованию воды, пока она не перелилась за края кувшина. Другим конструктивным подходом было бы принести больше кувшинов или больший по размеру кувшин, в качестве стратегии повышения потенциала. Таким образом, вода не пропадет зря и общий потенциал хранения воды (или преодоления стресса) не будет превышен. Может также случиться, что кувшин оставят без внимания, и вода перельется через край. Или, возможно, воду растратили, вылив из кувшина. Другими словами, случилось так, что потенциал преодоления оказался неэффективен, что могло вызвать возникновение дальнейших проблем. Это также возможно, ведь не все предпринимаемые меры являются конструктивными. Как правило, однако, люди преодолевают стресс посредством либо снижения стрессовой нагрузки, либо повышения потенциала преодоления стресса. Потенциал преодоления стресса также равен способности человека выносить его воздействие |
Эмоциональное преодоление | Методика преодоления стресса, направленная на работу над внутренним состоянием пострадавшего, чтобы укрепить эмоциональную реакцию на стрессовый раздражитель. Примерами эмоционального преодоления являются: § Внимание к сигналам организма (например, к сигналам, посылаемым нам нашим телом, таким, как ровность дыхания, напряжение мускулов, ощущение изнеможения) § Право на эмоции (например, признать, что нормально иногда чувствовать себя плохо) § Моральная само-поддержка (например, говорить себе, что Вы хорошо справляетесь с ситуацией) § Сравнительный анализ произошедшего (например, понимание того, что могло быть и хуже) § Изменение восприятия к произошедшему (например, отношение к произошедшему как к возможности развить новые знания или на время отвлечься от каких-либо одолевавших Вас неприятных эмоций) |
Преодоление проблемы | Методика преодоления стресса, направленная на изменение внешней окружающей среды. Примерами преодоления проблемы являются: § Уничтожение последствий чрезвычайной ситуации § Поисково-спасательные работы с целью снижения угрозы жизни и здоровью пострадавшего населения § Деятельность, направленная на восстановление, такая, как обеспечение пострадавшего населения ресурсами для возмещения ущерба и реабилитации |
Адаптация | Большинство методов преодоления стресса и адаптации пострадавшего населения подразумевает тот или иной вид трансформации личности до полного восстановления и возврата к прежней жизни. Адаптация означает улучшение отношения пострадавшего населения к произошедшему. Процесс адаптации дополняется одной из форм преодоления трудностей, в результате чего пострадавший имеет возможность восстановить жизненное равновесие и приспособиться к новым обстоятельствам, что, возможно, подразумевает смену прежних убеждений |
Приложение 2: Словарь типичных эмоциональных реакций
Ярость | Это очень сложное чувство, имеющее отношение к огорчению и возникающее, когда человек лишен чего-либо для него жизненно необходимого. Именно поэтому огорчение зачастую перерастает в ярость, как следующий этап нарастания конфликта между желаниями и потребностями людей и окружающими их обстоятельствами. Ярость – это более ярко окрашенная эмоция, чем огорчение, она дает пострадавшему силы для преодоления возникшей ситуации. В худшем случае, когда мы испытываем ярость, нам кажется, мы готовы уничтожить все, что препятствует достижению наших целей, именно поэтому люди зачастую стесняются говорить и даже признавать факт впадения в состояние ярости. Подобная реакция крайне нерациональна, так как ярость также является обманчивым чувством. Ярость не обязательно должна быть разумной. Она просто возникает для того, чтобы помочь нам преодолеть возникшую угрозу выживания и благополучия. Именно поэтому люди могут испытывать ярость по отношению к погибшему любимому человеку за то, что тот их покинул, или по отношению к землетрясению за нанесенные разрушения |
Беспокойство | Беспокойство является более неопределенной и менее интенсивной разновидностью страха. Несмотря на то, что беспокойство всегда направлено не возможное изменение обстоятельств к худшему, оно не сфокусировано на чем-либо конкретном. Беспокойство может проявляться в повышенной возбужденности (волнении), либо неспособности предпринять какие-либо действия (нерешительности). Если не дать выхода беспокойству, оно может парализовать, так как в подобном состоянии люди не могут выполнять действия, ранее бывшие естественной составляющей их ежедневной жизни. Хроническое беспокойство может быть разрушительно для человеческого организма, и привести к возникновению различных заболеваний |
Осуждение | Возникает, когда человек чувствует хотя бы некоторую сопричастность к произошедшему несчастью. Он осуждает себя за то, что не смог предотвратить или предвидеть приближения кризиса, либо за то, что не смог в достаточной мере помочь другим пострадавшим. Люди опасаются чувства вины, потому что это унижает их достоинство в глазах других, что крайне болезненно и может привести к тяжелым последствиям, включая летальный исход. В большинстве случаев, ощущение собственной вины или виновности других подразумевает наличие возможности что-либо изменить в прошлом, таким образом, повлияв на исход ситуации |
Отчаяние | Человек может чувствовать такую грусть, тяжесть на душе и опустошенность, что у него возникает желание отстраниться и изолировать себя от окружающих. Может быть, это потому, что он не хочет возвращаться к произошедшему, или испытывает такое огромное чувство вины, что общество других людей становится ему в тяжесть |
Ужас | Чрезвычайные ситуации могут вызвать сильный ужас, так как людям приходится готовиться к будущему, полному неприятных событий, таких, как похороны, переезд или просто изменение жизненных обстоятельств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, или прочими серьезными заболеваниями, могут опасаться принимать сильные препараты, проходить лечебные процедуры, бояться ухудшения состояния здоровья, смерти, или испытывать страх от мысли, что придется оставить своих родных и близких (особенно детей) |
Страх | Люди зачастую испытываю страх при столкновении с тем, что может потенциально навредить им. Эта эмоция имеет настолько мощное воздействие, что обычно она полностью поглощает внимание пострадавшего, оставляя очень мало сил для преодоления других переживаний (это чувство также называется смертельным страхом). Объект страха не всегда осязаем (например, страх потери рассудка). Страх также может быть связан с окружающей средой; страх остаться в одиночестве, страх за жизнь любимых, страх повторения произошедшего, а также страх того, что никогда не удастся восстановиться. Страх может оставить глубокий отпечаток в душе человека, навсегда изменив его мироощущение. Хронический страх может перерасти в панику и привести к эмоциональному изнеможению |
Огорчение | Люди испытывают огорчение, когда сталкиваются с препятствиями, пытаясь завершить выполнение какого-либо дела. Возникновение этой эмоции показывает, что человеку необходимо каким-то образом отреагировать на возникшее препятствие, либо удвоив усилия, либо переключив свое внимание на что-либо другое. Если не дать выхода огорчению, оно может перерасти в ярость или депрессию |
Горе и скорбь | Люди, пережившие утрату, особенно гибель любимых, страдают от очень болезненной реакции, приводящей к потере способности продолжать жить. Эти эмоции настолько сильны, что кажется, их невозможно избежать; в результате их воздействия появляются такие физические симптомы, как прерывистость дыхания, нарушение сердцебиения и потеря сознания. Скорбь зачастую связана с ритуальными обрядами, в которых участвуют другие члены сообщества. Исполнение подобных ритуалов может помочь облегчить горе и скорбь |
Вина | Человек испытывает чувство вины, когда ощущает свою сопричастность к какой-либо несправедливости. Зачастую человек чувствует себя виноватыми за то, что не смог предотвратить или предвидеть приближения кризиса, либо за то, что не смог в достаточной мере помочь другим пострадавшим. Зачастую человек испытывает чувство вины за то, что не сказал самого важного своим погибшим близким, а иногда за то, что он находится в более выгодном положении, чем другие, потому что это кажется ему несправедливым. Отдельной разновидностью является чувство вины, получившее название «вина человека, выжившего при бедствии», испытываемая некоторыми пострадавшими по отношению к погибшим. Иногда люди испытывают вину за то, что не смогли предотвратить произошедшее, несмотря на то, что осознают, насколько это неразумно. В данном случае чувство вины означает желание поступить по-другому для изменения исхода ситуации |
Утрата | Название этого чувства вполне отражает его значение для человека, реагирующего на утрату чего-либо важного в жизни. Так же, как и грусть и скорбь, эта эмоция сжигает энергию человека, оставляя чувство опустошения и потери. В подобном состоянии человеку свойственно ощущать уникальность своей утраты и желать ее возвращения |
Сожаление | Крайне болезненное чувство, возникающее при осмысливании принятых решений либо поведения в прошлом. Люди, пережившие кризис, зачастую испытываю некоторое сожаление, так как видят, что могли бы поступить по-другому, хотя вполне возможно, что в момент принятия решения не знали о существовании других вариантов. Подобное отношение можно истолковать как желание обладать большей властью над обстоятельствами |
Грусть и печаль | Эти чувства перекликаются с сожалением и горем и являются характерным признаком человека, пережившего скорбь и потерю. Грусть легко распознать, так как человек, который ее испытывает, страдает от нехватки энергии и имеет физически подавленное выражение лица и осанку |
Стыд | В отличие от чувства вины, стыд не направлен на несправедливую ситуацию или какое-либо злодеяние, это скорее общее ощущение себя совершенно плохим или неправильным человеком. Человеку, относящемуся к себе подобным образом, будет тяжело говорить об этом, потому что он будет чувствовать себя не в праве на заботу или понимание со стороны других людей. Иногда люди стыдятся того, как они вели себя во время кризиса, даже если эти ощущения необоснованны. В данном случае стыд отражает ощущение собственного несовершенства |
Уязвимость | Когда люди испытывают физические или психологические страдания, они чувствуют себя уязвимыми и беспомощными. Это означает, что они легко могут сформировать неправильное отношение к окружающим, считая, что их недопонимают и предают. Это может вызвать нехватку терпения и повышенную раздражительность |
[1] Доклад о глобальных катастрофах. МФ ОКК и КП, 2001.
[2] Психологическая помощь: практика программ Красного Креста и Красного Полумесяца. 2001 г. МФОКК и КП
[3] То же.
[4] МФОКК и КП: Примеры лучших программ
[5] Дж.Додж, П.Дейл, С.Робинс, Л.Симонсен и М.Странсберри, Отчет оценочной миссии, Программа Красного Креста по оказанию психологической помощи в Косово, МФ ОКК и КП
[6] Отчет оценочной миссии, Косово
[7] Отчет оценочной миссии, Косово. МФ ОКК и КП.
[8] А.Торрес и Ф.Остерлинк. Помогая помогающим. Как молодежным лидерам Красного Креста и Красного Полумесяца поддержать добровольцев.1992 г. Институт Анри Дюнана, Женева
[9] А.Торрес и Ф.Остерлинк
[10] А.Торрес и Ф.Остерлинк
[11] А.Торрес и Ф.Остерлинк
[12] Р.Е.Коэн. Оказание психологической помощи при чрезвычайных ситуациях: пособие для гуманитарных работников. 2000 г. Панамериканская Организация Здравоохранения
[13] Е.Каблер-Росс. О смерти и угасании (1969 г.). Нью-Йорк, Макмилланс
[14] Х.Шьетинджер. Оказание психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, Материал для обсуждения №5 (1998 г.). Агентство США по Международному Развитию
[15] Л.Симонсен и Дж.Ло. Ценность человеческой поддержки в моменты, когда трудно жить. 2002 г. Вспомогательный материал по оказанию первой помощи и психологической поддержки, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (на англ. яз)
[16] А.Робертс. Концепция теории кризиса и модели кризисного вмешательства, стр. 3-17. 1991 г. Университет Энглевуд Клифс, Нью Джерси: учебная кафедра (на англ. языке)
[17] М.Лаури и Э.Эджер. Работа с беженцами. Пособие по психосоциальному обучению, Том 2 (новое издание). 2001 г. Центр по исследованию проблем беженцев, Оксфордский университет
[18] М.Лаури и Э.Эджер.
[19] М.Лаури и Э.Эджер.
[20] М.Лаури и Э.Эджер.
[21] М.Лаури и Э.Эджер.
[22] А.Торрес и Ф.Остерлинк. Помогая помогающим. Как молодежным лидерам Красного Креста и Красного Полумесяца поддержать добровольцев. 1992 г. Институт Анри Дюнана, Женева
[23] А.Торрес и Ф.Остерлинк.
[24] М.Б.Андерсон и П.Дж.Вудроу. Восстать из пепла: развитие стратегий восстановления после кризиса. 1990 г. Пресса Вествью, Колорадо (на англ. Языке)
[25] А.Вон Коце и А.Холловэй. Снижая риск. 1996 г. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца совместно с Департаментом Обучения Взрослого Населения, Университет Наталя (на англ. Языке)
[26] Департамент Подготовки к Чрезвычайным Ситуациям. Инструментарий для проведения оценки уязвимости и потенциала. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (на англ. Языке)
[27] М.Лаури и Э.Эджер. Работа с беженцами. Пособие по психосоциальному обучению, Том 1 (новое издание). 2001 г. Центр по исследованию проблем беженцев, Оксфордский университет (на англ. яз)
[28] Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. 2001 г. Психологическая помощь: практические примеры программ Красного Креста и Красного Полумесяца, МФОКК и КП (на англ.яз)
[29] Агентство США по Международному Развитию совместно с Департаментом Здравоохранения и Социального Обеспечения США. Общение на тему здоровья. Руководство для инструкторов(на англ.яз)
[30] М.Лаури и Э.Эджер.
[31] М.Лаури и Э.Эджер.
[32] Всемирная организация здравоохранения совместно с Верховным Комиссариатом ООН по делам беженцев. Психическое здоровье детей. 1996 г. ВОЗ (англ.яз)
[33] Д.ДеВульф. Как помочь ребенку пережить травму. Американский Красный Крест (англ.яз)
[34] Д.ДеВульф. Как помочь ребенку пережить травму. Американский Красный Крест (англ.яз)
[35] ВОЗ. Психическое здоровье беженцев.
[36] Д.ДеВульф.
[37] И.Лет. Физические, психологические и эмоциональные трудности, возникающие при работе с перемещенными детьми. 2001 г. Департамент по Защите Прав Ребенка, штаб-квартира в Нью-Йорке, ЮНИСЕФ
[38] Д.ДеВульф.
[39] ЮНИСЕФ. Конвенция о правах ребенка. 1989 г.
[40] Р.Е.Коэн. Оказание психологической помощи при чрезвычайных ситуациях: пособие для инструкторов. 2000 г. Панамериканская Организация Здравоохранения (англ.яз)
[41] Р.Е.Коэн. Оказание психологической помощи при чрезвычайных ситуациях: пособие для гуманитарных работников. 2000 г. Панамериканская Организация Здравоохранения (англ.яз)
[42] Р.Е.Коэн. Пособие для инструкторов. (англ.яз)
[43] Р.Е.Коэн. Пособие для гуманитарных работников. (англ.яз)
[44] Л.Симонсен и Дж.Ло. Ценность человеческой поддержки в моменты, когда трудно жить. 2002 г. Вспомогательный материал по оказанию первой помощи и психологической поддержки, МФОККи КП
[45] Л.Симонсен и Дж.Ло. (англ.яз)
[46] Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. 2001 г. Методы управления стрессом при полевой работе. МФОКК и КП