Слайды к Разделу 2 в приложении 2.

Раздел 3: Поддержка через общение

Слайды к Разделу 2 в приложении 2. - student2.ru В кризисной ситуации, рекомендуется оказывать «поддержку через общение». Такая поддержка подразумевает проявление сочувствия, заботы, уважения и веры в собственные силы пострадавших, а также предоставление нужной информации. В данном разделе рассматирваются основные навыки оказания поддержки через общение. Возможно, многие из них вам знакомы, тем не менее, даже опытным психологам бывает полезно время от времени повторять эти вопросы.

Человек, обладающий опытом оказания помощи, пользуется любыми подручными средствами для поддержки пострадавших. Вам придется иметь дело с людьми, переживающими душевные страдания разной степени, с людьми разных возрастных групп, с мужчинами и женщинами с разным родом занятий и уровнем жизни. В данном разделе вы найдете различные методы и подходы, которые помогут вам справиться в разных ситуациях. И хотя трудно предвидеть все особенности и нюансы той или иной обстановки, обладая определенными знаниями, вы сможете проявить гибкость, уверенность в себе и смекалку в любых обстоятельствах.

Задачи обучения

Изучив материалы данного раздела, участники семинара смогут:

§

Слайд3-2
Проанализировать характеристики наиболее эффективного стиля общения;

§ Пользоваться навыки эффективного общения в кризисных ситуациях;

§ Знать стадии конструктивного общения, направленного на восстановление собственных сил пострадавших и развитие самопомощи;

§ Применить на практике методы работы с группами местного населения;

§ Проанализировать при каких обстоятельствах, и каким образом перенаправлять пострадавших к другим специалистам или в другие организации.

Характеристики общения

Добровольцы КК/КП часто оказываются в затруднительных ситуациях, когда навыки общения с другими людьми играют жизненно важную роль. Например, добровольцам, оказывающим первую помощь, необходимо уметь сообщить родственникам пострадавших о ранениях их близких, а добровольцам, работающим с людьми, живущими с ВИЧ/СПИД важно знать, как общаться с людьми, только что узнавшими о своем ВИЧ-положительном статусе, или с теми, чьи дни сочтены.

Слайды к Разделу 2 в приложении 2. - student2.ru

В данной таблице приведены характеристики, которые обеспечивают наиболее эффективный стиль общения:

Сочувствие Человек, оказывающий помощь, должен дать понять через общение, что он может видеть и чувствовать то, что видит и чувствует пострадавший. Сюда же относится способность дарить простое человеческое тепло, в отличие от проявления отчужденности или «делового исполнения обязанностей».
Уважение Человек, оказывающий помощь, должен проявлять искреннее уважение к достоинству пострадавшего.
Истинность Это больше чем только честность или искренность. Работая с людьми, которым бывает нелегко довериться чужому человеку, помощник должен обладать способностью завоевать доверие в самых сложных обстоятельствах. Это означает говорить то, что думаешь и думать именно так, как говоришь. Если это не получается, то рано или поздно возникнет ощущение предательства и лжи.
Положительный настрой/отношение Человек, оказывающий помощь, должен проявлять искреннее уважение к социальному статусу и достоинству пострадавших, так как те могут страдать от ощущения собственной ущербности. Позитивный настрой может стать отправной точкой в восстановлении чувства собственного достоинства
Непредвзятое отношение Пострадавшие бывают часто обеспокоены тем, что окружающие обвинят их в обрушившихся на них несчастьях. Обученный доброволец может ослабить напряженность, избегая каких-либо суждений о произшедшем. В противном случае, может быть подорвана вера в искренность сочувствия, уважения и позитивный настрой.
Воодушевление Человек, оказывающий помощь пострадавшему, на время становится частью его жизни. Очень важно, чтобы после встречи с вами человек почувствовал прилив сил и заряд энергии в себе самом.
Практичность Необходимо четко оценивать, что возможно, а что нет для человека во время кризиса, если мы действительно хотим помочь ему вновь стать сильным и полноценным человеком.
Конфиденциальность Это касается обязанности помогающего сохранить в секрете вещи, доверенные ему/ей пострадавшим. Однако бывают случаи, когда информацию нужно раскрыть, если есть уверенность, что пользы от этого будет больше, чем вреда. Например, случаи насилия над ребенком, требует принятия мер для защиты других детей, поэтому об этом необходимо рассказать.
Этика поведения Этические нормы поведения могут варьироваться в зависимости от контекста. Однако существуют некоторые общие принципы: § Не навреди § Будь честным, делай то, что гворишь § Не злоупотребляй установившимися взаимоотношениями. § Уважай право каждого человека принимать собственные решения. § Не приукрашивай свои знания и умения. § Знай о собственных недостатках и предрассудках.




 
Упражнение 3А: Жизненная позиция
Работа в малых группах (по 3-4 человека). Попросите участников изложить свою жизненную позицию, отразив все социальные, культурные, политические и экономические аспекты своей жизни. После этого предложите участникам обсудить следующие вопросы: § Когда Вы оказываете психологическую помощь, что для Вас наиболее важно? § Как Вы относитесь к предложениям о помощи, если они связаны с решением Вашей личной проблемы? § Отличаются ли Ваши ценности и ожидания от перечисленных, и если да, то как? § Какие из вышеперечисленных ценностей наиболее значимы для Вас?   Задача упражнения: § Подчеркнуть значение ценностей, присущих эффективному стилю общения. § Дать представление о спектре ценностей, которые могут варьироваться в зависимости от личности человека; помочь участникам осознать и принять существующие различия.

Наши рекомендации