Б 5.2 психолого-педагогическая практика

ПРОГРАММА, ДНЕВНИК И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Б 5.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

Степень выпускника: Бакалавр

Форма обучения: для всех форм обучения

Составитель: Богданова Е.В.,

к.п.н., доцент кафедры

педагогики и психологии ИИГСО

Новосибирск 2012 год

Цели практики

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология и социальная педагогика раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Целью психолого-педагогической практики студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» с профилем «Психология и социальная педагогика» является знакомство со спецификой деятельности бакалавра психолого-педагогического образования в общеобразовательном учреждении, позволяющее:

· углублять и закреплять теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по дисциплинам общепрофессионального цикла и дисциплинам предметной подготовки;

· развивать личностные качества, необходимых бакалавру в его профессиональной деятельности;

· .формировать профессиональные умения и навыки: коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических.

Задачи практики

Задачами психолого-педагогической практики бакалавров психолого-педагогического образования с профилем подготовки «Психология и социальная педагогика» являются:

- углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

- сформировать у студента целостную картину будущей профессиональной деятельности;

- показать на практике технологии, методы, приемы и средства работы с детским коллективом;

- способствовать формированию профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики психолога и социального педагога.

- знакомство с должностными обязанностями социального педагога, педагога-психолога в образовательном учреждении, спецификой его деятельности.

Данные задачи учебной и производственной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика:

- организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

- организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

- выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

- организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.

и задачами профессиональной деятельности:

- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

- соблюдение норм профессиональной этики;

- повышение собственного общекультурного уровня.

Используемые технологии

Во время прохождения психолого-педагогической практики со студентами проводятся организационные и учебные занятия. Учебные занятия строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии, деловые игры, тренинги и т.п.). Важной составляющей производственной практики являются мастер-классы, которые организуют для студентов опытные педагоги-психологи для передачи своего опыта по использованию отдельных психолого-педагогических технологий, методов и приемов работы с различными категориями детей.

Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-методические и психолого-педагогические технологии: диагностический инструментарий, ролевые и деловые игры, тренинговые формы работы, дискуссии, различные формы просветительской деятельности (лекции, выставки и т.д.) .

Студенты принимают участие в работе методических семинаров социальных педагогов, в заседаниях методических объединений, на которых обсуждаются различные проблемы: способы решения педагогических задач с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Практиканты выполняют общие и индивидуальные задания преподавателей, пытаются найти им творческое решение: разработать новый вариант, изменить традиционные пути достижения результатов, использовать новые формы и средства выполнения заданий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в ходе психолого-педагогической практики включает в себя:

1. Ведение дневника прохождения практики;

2. Работу с аналитическими картами по изучению системы воспитательной работы

3. Заполнение экспертного заключения на программу воспитательной деятельности учреждения;

4. Подготовку аналитических материалов к отчету о пройденной практике и электронной презентации, отражающей ход прохождения практики

Критерии оценки

• Оценки «отлично» заслуживает студент, полноценно выполнивший всю предусмотренную программой практики деятельность, умело и творчески решающий диагностические и воспитательные задачи. Используя для этого разнообразные и адекватные методические приемы, субъект-субъектное взаимодействие с учащимися, ответственно выполняющий свои функции.

• Оценки «хорошо» заслуживает студент, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений диагностические и воспитательные задачи, используя для этого необходимые методические приемы, умеющий устанавливать сучащимися необходимые в профессиональной деятельности отношения, ответственно выполняющий свои функции.

• Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творчества в решении диагностических и воспитательных задач, использующий ограниченный перечень методических приемов, испытывающий трудности в установлении необходимого контакта с учащимися и коллегами, допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей.

• Оценки «неудовлетворительно» заслуживает студент, не полностью и некачественно выполнивший программу практики, допускающий существенные сбои в решении диагностических и воспитательных, нарушение трудовой дисциплины, не обнаруживший умения взаимодействовать с учащимися и коллегами.

Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

ДНЕВНИК

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

База практики _____________________города (района)________________

Директор учреждения ____________________________________________

Зам. директора по воспитательной работе ___________________________

Социальный педагог_____________________________________________

Психолог_______________________________________________________

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Содержание деятельности Контрольные сроки Отметка о выполнении
1. Участие в установочной конференции    
2. Выполнение заданий:        
3. Оформление и сдача отчётов.    
4. Участие в итоговой конференции.    

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРАИЛЫ

1. Проблемно-познавательное задание педагогической практики - знакомство с учреждением, документацией, основными направлениями деятельности, спецификой работы.

Основное предназначение проблемно-познавательного задания рассмотрение образовательного учреждения как учреждения социального воспитания, включающего в себя характеристику основных сфер социального воспитания.

Итогом рассмотрения и анализа образовательного учреждения являются:

1. Характеристика образовательного учреждения

2. Визитная карточка системы социального воспитания учреждения

3. Экспертное заключение на программу воспитательной работы учреждения

ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ЗНАКОМСТВЕ С УЧРЕЖДЕНИЕМ

Из беседы с руководителем я узнал (а):
концепция развития учреждения
 
 
 
 
 
кадровый состав
 
 
 
 
контингент детей
 
 
 
 
особенности социума микрорайона
 
 
 
 
база учреждения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из беседы со специалистами учреждения я узнал (а):
трудности и проблемы в работе
 
 
 
 
сфера интересов детей и подростков
 
 
 
 
В процессе посещения мероприятий, проводимых специалистами учреждения , я выявил (а):
 
 
 
 
 
 
 
Анализ документации позволил сделать выводы:
 
 
 
 
 
 
 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Критерии для анализа Характеристика критериев и комментарии
Быт воспитательной организации
Архитектурно-планировочное решение  
Предметно-пространственная среда  
Режим воспитательной организации  
Отношения «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»  
Этикет  
Традиции  
Одежда  
Самообслуживание  
Критерий на ваш выбор (зависит от специфики учреждения)  
Организация социального опыта детей и подростков
Образование, в том числе и неформальное  
Жизнедеятельность воспитательной организации  
Самоуправление в воспитательной организации  
Критерий на ваш выбор (зависит от специфики учреждения)  
Оказание индивидуальной помощи ребенку в решении возрастных задач социализации
В каких ситуациях оказывается  
Приемы и формы её оказания  
Критерий на ваш выбор (зависит от специфики учреждения)  

2. Методическое задание психолого-педагогической практики. Оно предполагает:

2.1Посещение студентом воспитательного мероприятия в учреждении и анализ его проведения.

2.2 Участие в разработке и проведении собственного воспитательного мероприятия с детьми

2.3. Проведение диагностики межличностных отношений в детском коллективе

2.1 Схема анализа воспитательного мероприятия
Тема _____________________________________________________________ Форма воспитательного мероприятия__________________________________
Возраст детей______________________________________________________
Кто проводил ______________________________________________________
Воспитательный потенциал внеклассного мероприятия заключался в :

1.На мероприятии проявились:

1.1.Интерес к теме (есть/нет)

1.2. Общение педагога (необходимое подчеркнуть): общается дружелюбно, ясно и просто речь, дикция, произношение, лексика правильная скорость, объём подачи информации адекватные, демонстрация теплоты и дружелюбия улыбка, юмор; целесообразная пантомимика; использует имена учащихся; чаще поощряет, чем порицает

1.3. На мероприятии у учащихся, педагога проявлялись такие личностные качества как ___________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Воспитательный материал

2.1. Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен_________________________________

__________________________________________________________________

2.2. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как __________________________________________________________________

________________________________________________________________

3.В организации воспитательной деятельности
3.1. Использовался опыта учащихся (описать как) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.2 Применялись разнообразные методы и средства воспитания (указать какие) ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3 Какова результативность (по содержанию и форме). Что данное мероприятие затронуло (могло затронуть) в личности ученика __________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

САМОАНАЛИЗ СТУДЕНТА ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Закончилась Ваша психолого-педагогическая практика. Нам бы хотелось узнать Ваше мнение относительно этой практики.

1. Что показалось наиболее интересным

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что запомнилось больше всего

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О чем и как изменились Ваши представления

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Встреча с кем, на Ваш взгляд, позволила Вам утвердиться в своих убеждениях_____________________________________________________________________________________________________________________

5. Мнение о чем изменилось ________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие знания Вам пригодились в Вашей практической деятельности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что не понравилось, что показалось не нужным ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Насколько оправдались Ваши ожидания от практики ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В какой деятельности Вам удалось проявить собственную активность, самостоятельность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. При организации подобной практики студентов в следующем году Вы бы:

Оставили без изменений_________________________________________

Изменили бы____________________________________________________

Добавили_______________________________________________________

Убрали ________________________________________________________

Ваши пожелания________________________________________________

ПРОГРАММА, ДНЕВНИК И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Б 5.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

Степень выпускника: Бакалавр

Форма обучения: для всех форм обучения

Составитель: Богданова Е.В.,

к.п.н., доцент кафедры

педагогики и психологии ИИГСО

Новосибирск 2012 год

Цели практики

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология и социальная педагогика раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Целью психолого-педагогической практики студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» с профилем «Психология и социальная педагогика» является знакомство со спецификой деятельности бакалавра психолого-педагогического образования в общеобразовательном учреждении, позволяющее:

· углублять и закреплять теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по дисциплинам общепрофессионального цикла и дисциплинам предметной подготовки;

· развивать личностные качества, необходимых бакалавру в его профессиональной деятельности;

· .формировать профессиональные умения и навыки: коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических.

Задачи практики

Задачами психолого-педагогической практики бакалавров психолого-педагогического образования с профилем подготовки «Психология и социальная педагогика» являются:

- углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

- сформировать у студента целостную картину будущей профессиональной деятельности;

- показать на практике технологии, методы, приемы и средства работы с детским коллективом;

- способствовать формированию профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики психолога и социального педагога.

- знакомство с должностными обязанностями социального педагога, педагога-психолога в образовательном учреждении, спецификой его деятельности.

Данные задачи учебной и производственной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика:

- организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

- организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

- выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

- организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.

и задачами профессиональной деятельности:

- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

- соблюдение норм профессиональной этики;

- повышение собственного общекультурного уровня.

Наши рекомендации