Психолого-педагогическая практика

Данный вид практики включает знакомство студентов со спецификой деятельности социального педагога и психолога в образовательных и других учреждениях. Практика предполагает ознакомление с организацией индивидуальной работы с ребёнком и его ближайшим окружением.

Психолого-педагогическая практика знакомит студентов со школой как социально-педагогической системой. В ходе этой практики осуществляется включение студентов в различные профессиональные ситуации с целью проявления их коммуникативных, организаторских, рефлексивных, аналитических способностей как элемента профессиональной готовности; студенты овладевают умением планировать, проектировать собственную профессиональную деятельность; умением анализировать и выстраивать ситуацию взаимодействия с ребенком.

Во время прохождения практики студент под руководством социального педагога учреждения и методиста вуза овладевает умением проектировать социально-педагогическую работу с определением ребёнком или группой, учится применять различные технологии при работе с детьми «группы социального риска» выполнять профессиональные функции социального педагога в комплексе.

В течение практики студент должен ознакомиться с особенностями реализации профессиональной деятельности психолога в данном учреждении, с необходимой документацией практического психолога, с оформлением кабинета и т.п. Также особое внимание студенты должны обратить на основные практические виды работ школьного психолога, такие как психодиагностика, психологическое просвещение, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование. Также в задачи студента-практиканта входит проведение психологическое диагностирование.

Психолого-педагогическая практика предполагает взаимодействие студентов не только с детьми, но и с педагогами и родителями.

Цель:изучить и освоить методы и приемы работы социального педагога и психолога.

Задачи студента-практиканта:

ü формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

ü овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;

ü исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;

ü ознакомление с коррекционными технологиями работы с детьми «группы риска».

ü знакомство с основными категориями детей, имеющих социально-педагогические проблемы: дети – инвалиды, дети – сироты, дети – правонарушители, дети группы риска;

ü знакомство с содержанием и сферами профессиональной деятельности социальных педагогов;

ü практическое овладение профессиональными функциями (правозащитной; предпредительно – профилактической; социально – воспитательной);

ü ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса;

ü овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений;

ü ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным педагогом в своей деятельности;

ü формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности.

После прохождения психолого-педагогической практики студенты должны знать:

• структуру учреждений современной системы образования, организационно-штатные структуры организаций; особенность контингента, с которым они работают;

• законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений;

• функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности педагогов, других специалистов учреждения по организации учебно-воспитательной деятельности;

• основные проблемы, которые возникают в общении с детьми и подростками;

• направления и особенности деятельности социального педагога и психолога в учреждениях;

• особенности психолого-педагогической работы с детьми разного возраста и категорий;

• технологии организации воспитательных и культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков.

После прохождения психолого-педагогической практики студенты должны уметь:

• работать с научной и методической литературой;

• устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с педагогами и другими сотрудниками, руководителем учреждения;

• наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

• составлять протоколы наблюдения мероприятий;

• анализировать свои профессиональные и личностные качества;

• проявлять профессиональные качества будущего специалиста: организационные, коммуникативные, дисциплинированность и другие;

• вступать в конструктивное продуктивное общение с детьми, организовывать интенсивное знакомство;

• участвовать в совместной работе со специалистами, выполнять порученные задания;

• планировать воспитательные и культурно-досуговые мероприятия;

• организовывать и анализировать воспитательные и культурно-досуговые мероприятия;

• включать детей и подростков в разнообразные виды деятельности, организовывать их;

• организовывать индивидуальную работу с детьми, подростками;

• проводить психодиагностическое исследование подростков;

• создавать творческую и благоприятную атмосферу в детском и подростковом коллективе;

• контролировать и корректировать поведение подростков;

• организовывать различные формы групповой и индивидуальной воспитательной деятельности с подростками;

• составлять индивидуальный план работы, оформлять отчетную документацию.

В результате прохождения данной практи­ки студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетен­ции:

-способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

-владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

-способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

-способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9)

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6).

Организация практики

Психолого-педагогическая практика организуется на III курсе в 6 семестре в течение 4 недель.

Практика проводится на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа.

Во время практики студент работает под руководством социального педагога и психолога учреждения.

Содержание и характер деятельности студентов

Наши рекомендации