Перцептивная сторона общения.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называется перцепцией.
В социальной психологии термин «социальная перцепция» означает восприятие, понимание и оценку людьми других людей, групп.
Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Любая профессиональная деятельность в сфере «человек-человек» требует развития данного механизма перцепции.
Аттракция– особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:
-процесс формирования привлекательности другого человека;
- результат данного процесса;
- качество отношений.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией.
Социальная рефлексия как механизм социальной перцепции означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается партнером по общению.
Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией
Идентификация подобно эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний.
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия. С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и новизны). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем, Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация.
Кроме того, большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации.
Стереотипизация также рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии.
На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Темы заданий по 2 разделу
1. Функции и структура общения.
2. Стратегии и виды общения.
3. Факторы, препятствующие общению.
4. Вербальные и невербальные средства общения.
5. Механизмы межличностного восприятия.
6.Эффекты межличностного восприятия.
7. Межличностная аттракция.
8. Общение как взаимодействие.
9. Трансактный анализ Э.Берна о структуре человеческих взаимоотношений.
10.Деловое общение и его формы.
Список литературы к разделу 2
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М., 2013. -364 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенин. -М., 2012.-264 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы.- Екатеринбург, 2013. – 576 с.
4. Куприянова Н.В. Деловая культура и психология общения: учеб. пособие. – Казань: КазГАСУ, 2010. -255 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. – 5-е изд. стер. –М., 2013. -368 с.
6. Немов Р.С. Психология:учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений в 3 кн. – 5-е изд. – М.,2013. – Кн.1: Общие основы психологии. -687 с.
7. Общая психология. Словарь / под ред.А.В.Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ред.-сост.Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. – М., 2012. -251 с.
8. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. –М., 2012. -660 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. -672 с.