Классификация методов исследования.

Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию.

Методы:

1) феноменологизации и концептуализации;

2) исследования и диагностики;

3) обработки и интерпретации;

4) коррекции и терапии;

5) мотивирования и управления;

6) обучения и развития;

7) конструирования и творчества.

Первая группа методов — методыфеноменологизации и кон­цептуализации — позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация — путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

Ко второй группе методов можно отнести такие, как: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

При организации наблюденияважно ответить на вопросы: что наблюдать? Как фиксировать? При опросебольшое значение имеют желание испытуемых отвечать искренне (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования (экспертиза, платное участие или консультация).

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена.

Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Последний представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни.

Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах и характеристиках можно также, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. Эффективность этого метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа.

Моделирование предполагает конструирование второй реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношения различных сторон объекта, прогнозировать в его дальнейшее развитие. Моделирование предполагает анализ, моделей явлений на ЭВМ.

В отличие от методов исследования (где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена), методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики (например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми). Для этой цели используются тесты и экспертные оценки. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного измерения.

Третья группа социально-психологических методов включает методы обработки и интерпретации данных. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Социально-психологические исследования (в широком смысле) проводятся не только для исключительно научных целей ("чистой науки"), но также и для решения каждодневных практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д.

К таким методамможно отнести методыкоррекции и терапии. Эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаи­модействия). Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.

Одними из сложных практических задач, стоящих перед социальной психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией (коммуникации) и принятия решений. Для решения подобных задач социальные психологи разрабатывают различные методымотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Шестая группа методов включает методы обучения и развития личности (или группы), призванных реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлению людьми).

Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетент­ности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование закономерностей взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук вXX в. и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинга межличностной чувствительности и личностного роста и т.п.).

В седьмую группу методов могут быть отнесены методыконструирования и творчества, которые позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п. Так, к группе психокультурных методов относятся методы социально-психологического обучения, использующие в основном суггестивно-художественные и психодинамические возможности игры. Выделяются такие тренинги как зрелищно-игровой, ритуально-игровой, спортивно-игровой, танцевально-игровой, карнавально-игровой, и т.д.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач.

Практическая работа

Цели работы:

1.Отработка умений практического применения метода наблюдения для оценки особенностей поведения отдельных участников группы в совместной деятельности

2.Усвоение изучаемого материала при работе в группе с помощью дидактического теста.

3.Развитие умений группового взаимодействия

Порядок проведения работы

1.Студенты знакомятся со стандартизированной шкалой наблюдения за особенностями поведения человека, участвующего в групповой работе (Маничев С.А).

2.Каждому студенту предлагается выбрать в «Оценочной шкале наблюдения» наиболее информативные характеристики для оценки работы человека в группе.

3.Группа студентов подразделяется на подгруппы, состоящие из 5-6 человек, для работы с дидактическим тестом.

4.В совместном обсуждении студенты выбирают в каждом задании дидактического теста (Б.Б.Айсмонтас) один номер правильного варианта ответа.

5.По завершению работы с дидактическим тестом каждый студент оценивает поведение одного из участников группового обсуждения по выбранным ранее характеристикам шкалы наблюдения.

6.В общегрупповой работе обсуждаются:

· результаты выполнения каждой подгруппой дидактического теста;

· особенности взаимодействия студентов в каждой подгруппе;

· причины (цели) выбора студентами поведенческих характеристик в предложенной им шкале наблюдения и результаты ее использования для оценки поведения одного из участников группового обсуждения.

Методические средства:

Наши рекомендации