Принцип развития в возрастной психологии

Третий важнейший методологический принцип генетической психологии - это принцип развития, суть которого состоит в том, что каждое явление нужно рассматривать как обладающее историей — прошлым и будущим. Необратимость связана с тем, что стрела времени направлена в одну сторону (поскольку в любой незамкнутой системе неминуемы потери энергии), и поворота вспять быть не может, ведь любое развитие всегда осуществляет­ся в новых условиях. При этом важно, что время может быть внеш­ним и внутренним (внешнее объективно и измеряется относитель­но небесных светил, а внутреннее определяется количеством из­менений, произошедших с системой, т.е. темпом, интенсивностью развития).

В психологии иногда говорят о психическом прогрессе и рег­рессе (возвращении к ранее пройденным стадиям), что является методологической ошибкой: например, отказ говорить (мутизм) у говорящего ребенка и отставание речевого развития, при кото­ром активной речи не было вообще, имеют разные причины и разный психологический смысл.

Развитие предполагает количественное и качественное изме­нение (усложнение) объекта. Если использовать понятие энтро­пии (которое в физике понимается как количество способов, при­водящих к данному состоянию), то в равновесной системе про­изводство энтропии равно нулю. Равновесные системы стремятся вернуться в состояние вполне определенное (то положение, к которому система тяготеет, называют аттрактором). Примени­тельно к психике мы можем несколько похожие состояния на­блюдать в течение ограниченного времени в основном у людей с нарушенной психикой: это могут быть раскачивания аутиста, пер­северации (повторы) в рисунках ребенка с органическими нару­шениями и другие формы ригидности мышления и поведения, не допускающие отступлений от образца. Вопреки всем воздей­ствиям и изменениям вовне, активность человека как бы возвра­щает его к желаемому положению дел, причем одним и тем же способом. Человеческая психика как система может испытывать внешние воздействия (флуктуации), однако в равновесном со­стоянии эти влияния остаются незамеченными.

В слабо неравновесных системах изменения линейны и пото­му предсказуемы (например, можно предсказать динамику некоторых прогрессирующих болезней или увеличение словарного запаса у ребенка, который только начал говорить). Однако поскольку объектом психологии развития является психика здорового человека как обладающая способностью самоорганизации, то лучше рассматривать ее как систему сильно неравновесную, которая может быть описана только нелинейно (набрав словар­ный запас в несколько десятков слов, ребенок не увеличивает его поступательно и дальше, а совершает качественный скачок, на­чиная говорить фразами).

За пределами равновесия системы ее элементы могут вести себя совершенно иначе, чем в равновесии, а сама система становится чувствительной к флуктуациям. Таким образом, появляет­ся новый режим ее существования, новые формы самоорганиза­ции. Если система очень сложна и переменных много, то при за­данных условиях в ней может существовать не одно, а несколько «равноправных» состояний, к которым система может стремить­ся и выбор которых определяется именно незначительным воз­действием извне.

Каждая система может проходить сквозь череду равновесных п неравновесных состояний; на протяжении некоторого отрезка пути она может развиваться линейно и быть предсказуемой, а в точке «бифуркации» (раздвоения) ее дальнейшее изменение мо­жет осуществляться по одному из возможных вариантов. Верно и другое: согласно системному принципу эквифиналъностпи, к од­ному и тому же результату можно прийти разными путями.

Предположим, что в интеллектуальном развитии ребенка мы используем развивающее обучение, создаем зону ближайшего развития и отодвигаем ее границы, предлагая ребенку все более сложные задачи. В некоторый момент мы выйдем за пределы со­стояния интеллектуального равновесия ребенка (это произойдет на границе его возможностей) и подойдем к точке, в которой от­кроется несколько вариантов его дальнейшего поведения. Так, он может принять задание как сверхзадачу и изменить весь режим своей жизни, приспособив его под необходимость ее решения (перестанет гулять, играть, читать, а будет только заниматься).

Может он и поступить иначе: почувствовав удар по самооценке, пережить отвращение к интеллектуальной деятельности и опре­делить свое призвание в другой области. Он может также переве­сти решение интеллектуальной задачи в латентную форму, наде­лить это желание свойствами квазипотребности и на время отка­заться от ее решения, но зато сверхкомпенсироваться в будущем, реализовавшись в интеллектуальной деятельности другого содер­жания. Выбор одного из перечисленных способов поведения оп­ределяется совсем незначительными влияниями — интонацией учителя, самочувствием, вовремя не найденной авторучкой, но сила этих влияний оказывается непропорционально большой из-за того, что проявляются они в момент высокой неустойчивости. В другое время влияние это осталось бы незамеченным.

Именно по этой причине человека в психотическом состоя­нии (например, в пресуицидальном) нельзя провоцировать. Воз­действие незначительное, по мнению эмоционально устойчиво­го человека, может оказаться именно той флуктуацией, которая окончательно выведет из равновесия психотика. В сложных сис­темах мы вообще не можем ориентироваться на вероятность со­бытия: в силу асимметричности развития, связанного с перехо­дом через точки бифуркации, действительными оказываются за­частую именно события маловероятные (примером тому является происхождение жизни и эволюционный процесс).

Большинство живых систем характеризуются в своем разви­тии тремя основными особенностями: они сложны, темпоральны (чувствительны ко времени) и множественны (обладают вари­антами своего изменения). Поскольку психика, без сомнения, представляет собой сложную неустойчивую открытую систему, то она может быть глубоко изучена только с опорой на перечис­ленные принципы синергетики.

Обобщая современные взгляды на развитие человека, можно сказать, что оно принципиально плюралистично в своем процес­се и результате; один и тот же результат, может быть, достигнут на разных этапах. Развитие происходит от рождения до смерти, при­чем пластичность психики сохраняется достаточно высокой, а способность к адаптации даже увеличивается с возрастом. При этом в развитии существуют значительные межиндивидуальные различия, которые отражают половые, социальные и прочие характеристики.

Интуитивно перечисленные выше принципы использовались в наиболее разработанных теориях психического развития: персонологической теории В. Штерна, теории ортогенеза X. Вернера, эпигенетической теории Э. Эриксона. К настоящему времени можно считать, что синергетическое рассмотрение развития наиболее последовательно реализовано в работах немецкого геронтопсихолога Пауля Бальтеса, обобщенных под названием всевозрастного подхода и считающихся наиболее перспективными сре­ди других современных теорий возрастной психологии [1].

Наши рекомендации