Принцип системности в психологии развития.

Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, во-первых, что це­лое всегда больше, чем сумма его частей, и, во-вторых, что все составляющие целого и происходящие в нем процессы взаимно влияют друг на друга. Проще говоря, каждое явление рассматри­вается как обладающее структурой, включенное в более сложную систему отношений и не сводимое к сумме частей, т.е. обладаю­щее «системными эффектами», которые надстраиваются над си­стемой. Точка зрения, согласно которой главные изменения мо­гут быть объяснены посредством связей между элементами, на­зывается элементаризмом.

Примат целого или элемента в сложных структурах был пред­метом давней дискуссии, принимавшей особенную остроту в физике и биологии между сторонниками витализма и механи­цизма. Витализм — это система взглядов, согласно которым нельзя установить жесткую связь между элементом и функцией, т.е. существуют явления, для которых нет специального «орга­на». Механицизм же, напротив, настаивал на необходимости по­иска такой связи, и отсутствие объективных данных объяснялось лишь как проявление человеческого невежества, которое рассе­ется в будущем.

Системы бывают простыми и сложными (что условно опре­деляется количеством элементов и связей между ними)2. Иногда простая система может обладать сложным поведением (напри­мер, в опыте с так называемым газом Лоренца шарик, помещен­ный среди молекул, сам по себе является простой системой, од­нако предсказать его движение невозможно). Хорошо адаптированный ребенок, оказавшийся в интернациональной школе, также может продемонстрировать совершенно неожиданные способы поведения, которые, однако, не могут быть объяснены только в рамках его индивидуальных особенностей. Вообще все живые системы лучше рассматривать как сложные, но в этом случае мы сталкиваемся с проблемой универсальности и примитивности: если система кажется простой, значит ли это, что она несовер­шенна, или, напротив, она универсальна и потому не меняется? Например, если при диагностике интеллекта ребенка мы встре­чаем веер возможных ответов, то это может говорить как о высо­ком креативности, так и о низкой способности целеполагания в мышлении. Поскольку психика подразумевает существование различных уровней сложности, то и к развитию ребенка лучше заранее подходить как к явлению сложному.

В системе адаптированной присутствуют элементы с опреде­ленными функциями и никогда не бывает «лишних» элементов. Для того же, чтобы система развивалась, т.е. была способной вый­ти из равновесия, необходимо, чтобы в ней присутствовали эле­менты без определенного предназначения, «запасные», которые впоследствии нередко становятся источником развития (те са­мые отвергнутые строителями камни, которые затем оказывают­ся во главе угла). Наличие таких элементов нестрогого назначе­ния очень явно показано в психологическом бытии человека — так, нередко клуб или кружок оказываются для ребенка или под­ростка значимой средой, поддерживающей его самоуважение в период кризиса и падения школьной успеваемости; для взросло­го человека хобби может стать в трудной ситуации основой но­вой профессии. Поэтому каждый человек должен обладать сфе­рой интересов, которые не эксплуатируются напрямую, но могут служить источником естественной психотерапии и личностного роста.

Системы бывают открытыми и закрытыми. Психика — откры­тая система, поскольку она не может существовать замкнуто, и в ней постоянно осуществляется приток и потеря энергии. Поэто­му неудивительно, что особенности развития ребенка во многом являются функцией родительского к нему отношения, а не только логикой его собственного развития: ребенок принимает на себя влияния среды (интериоризирует их) и возвращает вновь посред­ством открытого поведения (экстериоризирует). В психологии понятие энергии точнее всего отражено в понятии потребности; поэтому психическое развитие может быть рассмотрено как сме­на потребностей и способов их реализации.

Системы бывают устойчивыми и неустойчивыми. В устойчи­вых соседние элементы не меняют своего взаимного расположе­ния. Примером устойчивой системы в механике является пру­жина, которая, будучи растянутой, стремится вернуться к исход­ному состоянию, а те участки, которые были рядом в растянутом состоянии, остаются соседствующими и в покое. В развитии пси­хики мы наблюдаем и устойчивые, и неустойчивые периоды, когда происходит изменение взаимного соотношения функций. Напри­мер, у младенца основой сознания, согласно Л.С. Выготскому, является восприятие, когда же он взрослеет и переходит на этап раннего детства, восприятие утрачивает свою ведущую роль, ко­торая отводится памяти, однако обе эти функции сохраняются в качестве составляющих психики ребенка.

И, наконец, мы всегда должны рассматривать как систему со сложной структурой не только психику изучаемого нами челове­ка, но и ту систему, элементом (или единицей) которой он явля­ется. Изучение причинно-следственных зависимостей в сложной системе меняется: предпочтение отдается уже не каузальным за­кономерностям (отвечающим на вопрос «Почему?»), а телеоло­гическим (отвечающим на вопрос «Зачем?»). Причем линейные зависимости заменяются циркулярными, в которых невозможно установить начальный импульс для развития того или иного пси­хологического феномена, потому что все участники системного процесса влияют друг на друга. Эта идея наиболее последователь­но осуществляется в системной семейной психологии, которая диагностирует особенности и симптомы как ответ на бессозна­тельный запрос семейной системы в целом; таким образом, работа «по симптому» приводит всего лишь к преобразованию данного симптома в другой, но не к излечению.

Наши рекомендации