Тема: «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача»

Цель: ознакомиться с предметом и методами возрастной психологии, получить представление о специфике психологии развития.

В результате освоения темы студент должен:

- знатьосновы возрастной психологии и психологии развития (общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека);

- уметь учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Психология возрастная – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного.

Объект возрастной психологии – развитие или возрастная изменчивость психических явлений.

Предмет возрастной психологии – человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой.

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности.

Возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Основные параметры каждого психологического возраста:

1) социальная ситуация развития – та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

2) ведущий тип деятельности;

3) основные психологические новообразования;

4) возрастные психологические кризисы.

Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину; критерий – ведущий тип деятельности):

· период новорожденности (до 1 месяца)

· период младенчества (1-12 месяцев) – непосредственно-эмоциональное общение

· период раннего детства (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность

· дошкольный период (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра

· младший школьный период (7-11 лет) – учебная деятельность

· подростковый период (11-15 лет) – интимно-личностное общение

· ранняя юность (16-19 лет) – учебно-профессиональная деятельность

· поздняя юность (19-21) – приобретение конкретной профессиональной идентичности

· молодость (ранняя зрелость) ( 21-35 лет) – становление профессионала

· зрелость (35- 55 (60) лет) – работа на благо общества

· пожилой возраст (55(60)-75 лет) – «поиск себя» в новом качестве

· старость ( 75-90 лет) – досуговое увлечение

· долгожительство – (старше 90 лет) – лечение.

Психология развития – область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией.

Синоним – генетическая психология. В западной психологии психология развития включает и возрастную психологию, в российской психологии эти дисциплины различаются.

Специфика психического развития человека в онтогенезе.

Что же такое психическое развитие? Чем оно характеризуется?

Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур.

Различают два типа развития (по Л.С.Выготскому):

· преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие;

· непреформированный тип – это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе – это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества.

Психическое развитие человека идет в двух направлениях:

1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов);

2)развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение).

Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы:

- биологический фактор – генетическое наследство;

- социальный фактор – культурная среда;

- активность самого субъекта.

Факторы непрерывно взаимодействуют, и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас.

Основные законы психического развития:

1. Возрастное психическое развитие человека имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.

2. Закон метаморфозы в развитии: развитие есть цепь качественных изменений.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания:

- в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие;

- в дошкольном возрасте – память;

- в младшем школьном возрасте – мышление;

- в подростковом возрасте – общие и специальные способности.

Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

4. Закон развития высших психических функций: они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными формами (функциями) самого ребенка.

5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (см. схему 1).

Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития.

Схема 1.

Периодизация детского развития

Овладение Кризис социальной Овладение Кризис отношений

отношениями ситуации развития предметами «ребенок-взрослый»

     
  Тема: «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» - student2.ru
 
  Тема: «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» - student2.ru
 
  Тема: «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» - student2.ru

Детская психология – раздел возрастной психологии, изучающий закономерности психического развития детей. Предмет детской психологии – детские возраста, их целостная характеристика, а также причины и условия перехода от одного возраста к другому. Методические особенности детской психологии связаны как с возрастными особенностями объекта исследования, так и со спецификой исследования развития как такового.

Стратегии изучения психического развития - общий принципиальный путь организации исследования:

· стратегия наблюдения – для накопления фактов и расположения их во временной последовательности;

· стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях;

· стратегия формирования психических процессов;

· стратегия поперечных срезов;

· лонгитюдинальная стратегия (стратегия продольного изучения) – это изучение одних и тех же людей на протяжении длительного времени;

· экспериментально-генетический метод для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов.

Сегодня существуют несколько идей осуществления последней стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления.

2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией.

3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.

4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Основные теории научения

Научение является наряду с воспитанием одной из сторон социализации ребенка, приобретение им человеческого жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков.

У человека есть несколько видов научения (по Р.С. Немову):

1.Импринтинг – быстрое автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

2.Условно-рефлекторное – приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса.

3.Оперантное – приобретение знаний, умений и навыков по так называемому методу проб и ошибок.

Все названные выше виды научения встречаются как у человека, так и у животных. Но у человека есть и высшие способы научения:

4.Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает наблюдаемые формы поведения.

5.Вербальное – приобретение человеком нового опыта через знаковые системы.

Один из важных вопросов психологической теории учебной деятельности состоит в выяснении того, в какой мере научение влияет на развитие человека. По данному вопросу сложились три основные позиции:

1.Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от созревания организма.

2.Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями.

3.Развитие зависит от научения, но кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Для способности к эмоциональному общению – это первые месяцы жизни.

Для способности к чтению – 5-7 лет.

Для абстрактного мышления – 11-12 лет.

Для творческого профессионального мышления – 20-25 лет.

Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.

1. Профессиональная деятельность медицинских работников имеет ряд определенных особенностей, существенное место среди которых занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками, что, несомненно, предъявляет высокие требования к психолого-педагогической подготовке врача. Более того, медицинскому персоналу приходится взаимодействовать с самыми разными больными (тревожными, ипохондрическими, агрессивными, астенизированными и пр.), на психику которых оказывает влияние (в ряде случаев серьезное) то или иное заболевание, меняющее отношение к жизни, работе, близким людям и самому себе. Следовательно, врач и медицинская сестра должны уметь выбирать тактику общения, максимально адекватную личностным характеристикам больного человека, его поведение должно точно совпадать с психологическими особенностями каждого, всякий раз нового больного.

2. Для эффективного взаимодействия пациента с медицинским работником важно наличие такого качества как коммуникативная компетентность. Под этим термином понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. В наиболее общем виде коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который необходим индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе.

3. Особенности работы с детьми определяются особенностями их психики. Они характеризуются большей впечатлительностью, ранимостью в случае неблагоприятных воздействий внешней среды, недостаточно развитой критикой по отношению к себе и происходящему вокруг. Если у ребенка уже есть опыт общения с медициной, важно знать, каков он. Врач должен помнить, что, испытав однажды боль от медицинского вмешательства, ребенок впредь будет со страхом и опаской относиться и к другим действиям медицинского персонала. Врач должен учитывать возраст ребенка, уровень его интеллекта и жизненный опыт, опыт общения с медиками.

4. В подростковом возрасте на ребенка воздействует целый ряд соматических, психологических и социальных факторов, которые требуют серьезных изменений, как от организма ребенка, так и от системы его отношений. В этот период происходит интенсивный рост и развитие ребенка, ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе. Подростковый возраст требует особого внимания и подхода со стороны врача особенно в ситуации проявления психопатологических реакций на болезнь. Здесь необходимо обратить внимание на определенные формы типичных поведенческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являющихся патологическими, но иногда таящими в себе опасность перерастания в «краевые психопатии», к таким реакциям принято относить реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и некоторые другие реакции, обусловленные формирующимся половым влечением.

5. В гинекологической и акушерской практике очень важен психологический подход к больным, глубокое использование психологии в работе с ними. Множество критиче­ских ситуаций, беременность и роды, роль психогенных факторов в возникновении различных видов гинекологической патологии, течении беременности — все это вызывает необходимость в высокой психологиче­ской культуре, в глубоком психологическом подходе к женщинам, в понимании их переживаний и опасений. Помимо физиологических вопросов функционирования женской половой сферы, гинекологу приходится заниматься проблемами женской личности в целом. Любое гинекологическое исследование требует от пациентки доверия к врачу, оно должно происходить в спокойной обстановке, желательно наедине с врачом.

6. Из типичных психологических или психопатологических феноменов лиц пожилого и преклонного возрастов можно отметить повышенную тревожность, подозрительность и недоверие, страх быть обманутым. Из личностных качеств отмечается уменьшение с возрастом таких качеств, как честолюбие, самолюбие и тщеславие при одновременном снижение общительности и человеколюбия. Если сравнить проявления эмоциональных переживаний пожилых и молодых людей, то с возрастом происходит значительное уменьшение переживаний в виде тоски и печали с увеличением тревоги, раздражительности, угрюмости, страха. Перечисленные особенности требуют от медицинского работника особого терпения при работе с пациентами пожилого возраста.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание 1

Тест «Кинетический рисунок семьи» (тест для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка)

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». Для выполнения предлагается стандартный лист бумаги, карандаш, ластик.

Интерпретация:

I. Анализ структуры рисунка (сравнение состава семьи нарисованной с реальной):

а) если семья нарисована в полном составе – это признак эмоционального благополучия семьи;

б) случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен, или тех, с кем у него существуют конфликты в семье;

в) если ребенок не рисует себя или рисует только себя – это обозначает отсутствие чувства общности с семьей; либо наличие эгоцентричности, либо чувство покинутости;

г) когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, это может свидетельствовать о неких травматических переживаниях по поводу семьи; об аутизме; о чувстве покинутости; а также об отсутствии контакта между психологом и ребенком.

II. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий:

а) семья на рисунке занята одним делом или с соединенными между собой руками – признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию;

б) разобщенность членов семьи на рисунке – большое расстояние между ними, размещение между ними различных предметов (стены) -указывает на низкий уровень эмоциональных связей в семье;

в) особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных.

III. Последовательность и особенности рисования членов семьи:

а) наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано;

б) неполное (без каких-либо частей тела) или недетализированное изображение какого-либо члена семьи может говорить об отрицательном отношении;

в) использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствие эффективных связей;

г) если фигура рисовальщика больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем, или братом или сестрой;

д) если фигура автора меньше остальных – это требование заботы со стороны родителей или признак чувства незначительности;

е) по тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя, можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.

IV. Символика рисунка:

а) грязь – символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов;

б) вода, лед, дождь, звезда, холодильник – символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции;

в) цветы и бабочки – символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности;

г) шарики, бумажные змеи – символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться;

д) дикие животные, оружие, барабан, грабли – символы агрессии;

е) метла, выбивалка для одежды, огромные здания, грузовики – символы власти и угрозы.

Задание 2

Вашему вниманию предлагается краткий вариант теста «Несуществующее животное».

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное».

Показатели и интерпретация:

1)Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

Положение ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, претензия на признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность.

2)Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).

Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности.

Голова, повернутая влево – тенденция к размышлению, нерешительность

Положение в фас – эгоцентризм.

Глаза. Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха.

Ресницы – показатель истероидно-демонстративных манер.

Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.

Рот. Приоткрытый рот и язык – болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Зачерченный открытый рот – легкость возникновения страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия.

Рога – защита, агрессия.

Перья – тенденция к самоукрашению или самооправданию.

Грива – чувственность.

3)Несущая часть фигуры (опорная – ноги, лапы, постаменты)

Рассматривается основательность этой части фигуры – основательность, обдуманность принятия решений, опора на значимую информацию. В противном случае – поверхностность суждений, импульсивность принятия решений (особенно при отсутствии ног). Повторяемость формы ног – конформность суждений, банальность.

Разнообразие в положении этих деталей – самостоятельность, творческое начало.

Характер соединения ног с корпусом – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

4)Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики, цветки, кудри. Первые – это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, либо любознательность, завоевание себе места под солнцем. Вторые – демонстративность, манерность.

Хвосты – выражают отношение к собственным действиям или размышлениям. Вверх – уверенно, положительно, хвост же падающий вниз, показывает недовольство собой, раскаяние.

5)Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, затемнения линий, контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх, если есть затемнения контурной линии, подозрительность, если поставлены щиты, направленные вверх – против старших по возрасту или положению, вниз – против непризнания у подчиненных, боковые – недифференцированная опасливость.

6)Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей.

Чем выше энергия, тем больше деталей, и наоборот, отсутствие таковых – экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание.

Характер линии при астении – слабая, паутинообразная, при тревожности – жирная с нажимом.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает фигуру готового, существующего животного.

Задание 3

Эксперимент «Зависят ли взгляды на жизнь от возраста?» (Дж. Кинчер)

Приведенные фразы принадлежат людям разного возраста, от 6 лет до 81 года. Читая их, определите возраст « говорящего».

Сколько лет?

Семь приведенных на этой странице фраз принадлежат семи разным людям. Вот сколько им лет: 6 7 7 19 51 66 81

Читая эти фразы, определите возраст «говорящего»:

1. «Я узнал, что, если бы не было проблем, не было бы и возможностей».

2. «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».

3. «Я узнал, что каждый может чему-нибудь научить».

4. «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться».

5. «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом».

6. «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».

7. «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что много уже съел».

Выводы:

В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше?

Всегда ли по взглядам молодых определить проще, чем старых?

Что общего в ответах пожилых людей?

Дополнительные исследования:

Придумайте свой вопросник для того, чтобы узнать, чему люди разного возраста научились от жизни. Или задайте людям разных возрастных групп, разного пола и разного рода занятий один и тот же вопрос и сравните их ответы.

Задание 4

Вам предлагается два специальных приема графического выражения детьми младшего школьного возраста субъективных трудностей в общении (Т.Ю. Андрущенко)

I. «Мой круг общения» - прием предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Инструкция: «Давай мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Ход работы:

1. «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения».

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным.

2. «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам».

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.

3. «Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнает многие подробности, например, повод, приведший к затруднению в общении, меру вины в создавшихся плохих отношениях. На этом этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга. В самом же центре поместим тебя, напишем твое имя. А теперь, используя два карандаша: темный – «недоброжелательный» и светлый – «радостный», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком обозначает меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны, ярко выражены то между центром и соответствующим прямоугольником на внешней окружности проводится линия соответствующего цвета уловной мерой в 3 интервала.

II. «Радости и огорчения моей жизни» - прием направлен на выяснение преобладающей модальности переживаний ребенка в разные возрастные периоды.

Ход задания:

1. Изображается «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента, на которой выделяются интервалы, связанные с пребыванием дома, в яслях, в детском саду, в школе (по классам).

2. Выделяются два пространства – над и под линией. Сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением; внизу темным – периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями. Интенсивность цветовой штриховки (редкая / сплошная) свидетельствует об интенсивности переживаний.

Степень благополучия мироощущения мы определяем отношением (дробью) количества радостных периодов жизни к количеству неблагополучных периодов. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании благополучных, радостных периодов жизни (радостное мироощущение). Величина меньше единицы говорит о преобладании отрицательных переживаний ребенка (неблагополучное мироощущение).

Задание 5

Заслушивание и обсуждение индивидуальных сообщений студентов по заранее предложенным темам («Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов», «Современные концепции научения», «Психическое развитие младенца», «Психическое развитие ребенка раннего возраста», «Психическое развитие ребенка дошкольного возраста», «Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста», «Психическое развитие подростка», «Природа детских страхов и фобий», «Природа детской агрессивности и замкнутости, «Детские неврозы»).

Задание 6

Методика «Склонность к одиночеству»

Цель. Изучение склонности к одиночеству у пожилых людей, степени её выраженности.

Инструкция. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа ставится знак «плюс» («да»), при несогласии – знак «минус» («нет»).

Тестовый материал.

1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.

2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

4. Временами мне лучше среди людей, временами предпочитаю одиночество.

5. В одиночестве я скучаю по людям.

6. В большинстве случаев я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.

7. Я не боюсь одиночества.

8. Я боюсь одиночества, и тем не менее получается так, что нередко я оказываюсь в одиночестве.

9. Я люблю одиночество.

10. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями.

Обработка результатов. За положительные ответы по позициям 2, 7, 9 и за отрицательные по позициям 1, 3, 8 проставляется по (+3) балла; за положительные ответы по позициям 4, 5, 6, 10 - по (+1) баллу; за положительные ответы по позициям 1, 3, 8 и за отрицательные по позициям 2, 7, 9 - по (-3) балла. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака.

Интерпретация результатов. Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено у обследуемого стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление отсутствует

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Материалы для самоконтроля уровня освоения темы:

Контрольные вопросы:

· Что изучает возрастная психология?

· Что изучает психология развития?

· Кто основатель детской психологии?

· Что такое психологический возраст?

· Чем психологический возраст человека отличается от хронологического возраста?

· Чем процесс роста отличается от процесса развития? Что такое преформированный тип развития?

· Перечислите основные направления развития психики и личности в онтогенезе?

· Назовите основные факторы, влияющие на процесс психического развития?

· Раскройте основные этапы возрастной периодизации по Д.Б.Эльконину. Перечислите основные кризисы детского развития.

· Назовите основные стратегии возрастной психологии.

· Раскройте соотношение процессов научения и развития.

· Раскройте особенности личностно-ориентированного подхода в медицине.

Тестовые задания:

I. Заполнить пробелы:

1. … психология зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века.

2. … - это относительно замкнутый цикл детского развития.

3. Развитие характеризуется … изменениями, появлением новообразований.

4. … научение – приобретение знаний по методу проб и ошибок.

5.Научение – процесс и … приобретения человеком знаний, умений и навыков.

II. Верно или неверно?

1. Человек развивается по преформированному типу процесса развития.

2.Чем выше живое существо по эволюционной лестнице, тем беспомощнее оно на момент рождения.

3. Рост – это процесс качественных изменений.

4.Ведущая деятельность – показатель психологического возраста ребенка.

5.Биологический фактор психического развития является первостепенным.

6. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития.

7.Психолог не отвечает за результат применяемых им психокоррекционных средств.

8.Викарное научение – приобретение человеком нового опыта через язык и символику.

9.Научение наиболее эффективно в сензитивные периоды.

III. Выбрать правильный ответ.

1. Исторически понятие детства связывается:

а) с биологическим состоянием незрелости;

б) с определенным социальным статусом;

в) с определенным кругом прав и обязанностей;

г) с набором доступных видов и форм деятельности.

2. Основателем детской психологии считается:

а) Зигмунд Фрейд;

б) Вильгельм Прейер;

в) Жан Пиаже;

г) Л.С. Выготский.

3. Предмет возрастной психологии:

а) раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

б) психика человека;

в) установление возрастных периодов;

г) межличностные отношения;

д) все указанное.

4. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

а) ведущая деятельность,

б) хронологические рамки,

в) социальная ситуация развития,

г) основные психологические новообразования.

5. Факторы психического развития:

а) генетическая наследственность,

б) возрастные психологические кризисы,

в) социальная среда,

г) активность самого субъекта.

6. Выберите виды научения:

а)оперантное;

б) таксис;

в) вербальное;

г) рефлексия;

д) все ответы верны.

IV. Поставьте в соответствие.

А. Младенчество 1. Сюжетно-ролевая игра

В. Дошкольный возраст 2. Учебная деятельность

С. Подростковый возраст 3. Непосредственно-эмоциональное

общение

4. Интимно-личностное общение

Эталоны ответов на тест:

ЗП: 1) возрастная; 2)возраст;

3) качественными; 4) оперантное; 5) результат

В, Н: 1) н; 2) в; 3) н; 4)в; 5) н; 6) в; 7) н; 8)н; 9)в

ВПО: 1) б ,в,г; 2) б; 3) а,б; 4) а,в,г; 5)а,в,г;6)а,в

ПС:А3; В1; С4

Ситуационные задания:

Задание №1

Ребенок "все понимает", как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

1. Укажите приблизительный возраст ребенка.

2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии, подтвердите примерами.

3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности ребенка данного возраста. Как влияет ведущая деятельность на развитие речи ребенка?

4. Определите зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

Составьте план развивающих занятий для ребенка данного возраста.

Ответ

Возраст от 12 до 18 месяцев.

В развитии речи выделяют три стороны: психофизиологическую, психологическую и логическую. В психофизиологическом аспекте ребе­нок от 9 до 18 месяцев проходит третью фазу - фазу членораздельной ре­чи, когда появляются слова со значением. В психологическом аспекте у данного ребенка вторая фаза развития речи, когда слуховой комплекс сло­ва еще не соединен со зрительным комплексом, что проявляется в значи­тельной разнице объемов пассивного и активного словарного запасов. В логическом аспекте у данного ребенка первая фаза развития речи, продол­жающаяся от 1 года до 18 месяцев, характеризующаяся тем, что слово яв­ляется звуковым комплексом, связанным с определенным лексическим содержанием, еще лишенным грамматической формы.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, в возрасте от 1 года до 3 лет ведущей деятельностью является предметная манипуляция, или орудийно-предметная деятельность, новообразованием этого периода развития будет предметный интеллект. Ведущей называется такая дея

Наши рекомендации