Века. Говоря о психическом развитии, он исходил из теории Спен-

Сера, исследуя ассоциации, которые лежат в основе общественной

Деятельности детей. Поэтому, изучая формирование нравственного

Поведения детей, Ушинский отмечал значение полурефлексов, т.е.

Выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нрав-

Ственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и пси-

Хологией стала для ученых с середины XIX в. в связи с развитием

всеобщего обучения. До тех пор, пока образование было преиму-

Щественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуаль-

Ный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы,

Сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуаль-

Но подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обу-

Чения в зависимости от скорости усвоения материала данным ре-

Бенком.

При наличии большого числа детей в классах (что было уже в

То время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адек-

Ватных методик неосуществим. Поэтому было необходимо иссле-

Довать общие для всех детей механизмы и этапы психического раз-

вития, чтобы дать объективные рекомендации, когда, в каком воз-

Расте и в какой последовательности можно обучать любых детей,

А также какие приемы наиболее адекватны для детей определен-

Ного возраста.

Этими требованиями объясняется и тот круг проблем, которые

Решали ученые того времени, так как это были главным образом

Исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в

То время как развитие общения или личностных особенностей де-

Тей почти не изучалось.

Такая тесная связь возрастной психологии с практикой вызыва-

Ла справедливую озабоченность некоторых ученых, которые опаса-

Лись, что утилитаризм, растворение в практике помешают форми-

Рованию теоретических основ этой науки и ограничат ее интересы

Ближайшими задачами школы и воспитания.

Именно от такого понимания возрастной психологии и пре-

достерегал известный психолог В.Джемс в своей книге ≪Беседы с

учителями о психологии≫ (1899). Он считал, что психология не

Должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные

Советы, но психологические знания должны обратить внимание пе-

Дагогов на необходимость исследования внутренней жизни учени-

ков, они должны понять духовную жизнь ученика ≪как некоторое

Активное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно

воспроизвести ее в воображении≫. О таком же понимании возраст-

Ной психологии говорил и другой известный психолог - Г. Мюн-

Стенберг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники (осно-

Вателем которой он был), педагогика должна ориентироваться на

Психологические знания преимущественно при исследовании от-

клонений от нормы, например при исследовании причин утомляе-

Мости учеников, дефектов чувств, но не следует требовать от пси-

Хологии конкретных указаний, как учить детей.

Эти идеи психологов начала века не потеряли своей актуально-

Сти и в настоящее время, особенно в связи с развитием практиче-

Ской психологической службы, так как нередко педагоги понимают

Возрастную психологию именно и единственно как практическую.

Однако без ущерба для последней невозможно настолько сузить

Границы возрастной психологии, так как, исключив из нее теоре-

Тические исследования, мы тем самым закроем пути дальнейшего

Развития и прикладной, практической психологической службы.

Разработка идеи развития в биологии. Выше уже говорилось о

Том, что эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние

На психологию. Открытие этой теории фактически означало рас-

Ширение предмета психологии, включение в него новых проблем,

Направленных на исследование взаимосвязи морфологии и функ-

Ции, поведения и сознания и т.д. Однако самое большое значение

Имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два

Новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, опре-

Деляющей психическое развитие, и о генезисе психики, т. е. о том,

Что психические процессы не появляются в готовом виде, но про-

Ходят закономерные этапы в своем развитии. Фактически именно

Эти положения и являются основными для возрастной психологии.

Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в разви-

Тии психики, привела к появлению нового метода исследования -

Наши рекомендации