Века. Говоря о психическом развитии, он исходил из теории Спен-
Сера, исследуя ассоциации, которые лежат в основе общественной
Деятельности детей. Поэтому, изучая формирование нравственного
Поведения детей, Ушинский отмечал значение полурефлексов, т.е.
Выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нрав-
Ственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.
Особенно актуальной задача связи между педагогикой и пси-
Хологией стала для ученых с середины XIX в. в связи с развитием
всеобщего обучения. До тех пор, пока образование было преиму-
Щественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуаль-
Ный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы,
Сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуаль-
Но подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обу-
Чения в зависимости от скорости усвоения материала данным ре-
Бенком.
При наличии большого числа детей в классах (что было уже в
То время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адек-
Ватных методик неосуществим. Поэтому было необходимо иссле-
Довать общие для всех детей механизмы и этапы психического раз-
вития, чтобы дать объективные рекомендации, когда, в каком воз-
Расте и в какой последовательности можно обучать любых детей,
А также какие приемы наиболее адекватны для детей определен-
Ного возраста.
Этими требованиями объясняется и тот круг проблем, которые
Решали ученые того времени, так как это были главным образом
Исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в
То время как развитие общения или личностных особенностей де-
Тей почти не изучалось.
Такая тесная связь возрастной психологии с практикой вызыва-
Ла справедливую озабоченность некоторых ученых, которые опаса-
Лись, что утилитаризм, растворение в практике помешают форми-
Рованию теоретических основ этой науки и ограничат ее интересы
Ближайшими задачами школы и воспитания.
Именно от такого понимания возрастной психологии и пре-
достерегал известный психолог В.Джемс в своей книге ≪Беседы с
учителями о психологии≫ (1899). Он считал, что психология не
Должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные
Советы, но психологические знания должны обратить внимание пе-
Дагогов на необходимость исследования внутренней жизни учени-
ков, они должны понять духовную жизнь ученика ≪как некоторое
Активное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно
воспроизвести ее в воображении≫. О таком же понимании возраст-
Ной психологии говорил и другой известный психолог - Г. Мюн-
Стенберг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники (осно-
Вателем которой он был), педагогика должна ориентироваться на
Психологические знания преимущественно при исследовании от-
клонений от нормы, например при исследовании причин утомляе-
Мости учеников, дефектов чувств, но не следует требовать от пси-
Хологии конкретных указаний, как учить детей.
Эти идеи психологов начала века не потеряли своей актуально-
Сти и в настоящее время, особенно в связи с развитием практиче-
Ской психологической службы, так как нередко педагоги понимают
Возрастную психологию именно и единственно как практическую.
Однако без ущерба для последней невозможно настолько сузить
Границы возрастной психологии, так как, исключив из нее теоре-
Тические исследования, мы тем самым закроем пути дальнейшего
Развития и прикладной, практической психологической службы.
Разработка идеи развития в биологии. Выше уже говорилось о
Том, что эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние
На психологию. Открытие этой теории фактически означало рас-
Ширение предмета психологии, включение в него новых проблем,
Направленных на исследование взаимосвязи морфологии и функ-
Ции, поведения и сознания и т.д. Однако самое большое значение
Имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два
Новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, опре-
Деляющей психическое развитие, и о генезисе психики, т. е. о том,
Что психические процессы не появляются в готовом виде, но про-
Ходят закономерные этапы в своем развитии. Фактически именно
Эти положения и являются основными для возрастной психологии.
Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в разви-
Тии психики, привела к появлению нового метода исследования -